Андрей Жуков: Хорошая картинка первична

28 и 29 октября 2017 года в Екатеринбурге прошел Фестиваль Фотографии «АртPROстранство – Екатеринбург». Два дня в отеле «Онегин» при поддержке сети магазинов «Интеллект-Фото» и марки OLYMPUS фотографы Екатеринбурга слушали интересные лекции и посещали мастер-классы.

Вот сайт мероприятия, вот тут группа Вконтакте, а это тэг в инстаграме #artphotospace_ekb.

На мои вопросы любезно согласился ответить один из главных спикеров фестиваля, фотограф Андрей Жуков.

Андрей Жуков: Хорошая картинка первична

Андрей Жуков: Хорошая картинка первична

— Андрей, на мастер-классах и лекциях все фотографы сначала интересуются тем, как можно заработать, а уже потом художественной, творческой составляющей фотосъемок. Чтобы раз и навсегда: в России фотограф может зарабатывать большие деньги?

— Да, может.

— Но ведь их очень много…

— Денег? Да!

— … много фотографов. Например, Екатеринбург. Достаточно провинциальный город (по сравнению с Москвой и Европой), но очень много фотографов предлагают свои услуги.

— Почему? Как минимум четыре больших журнала есть. Как минимум в одном из них, как мне сказали, требуются фотографы. Я проезжал в пробке, стоял вчера, и увидел две фотостудии, где работа кипела. Я хочу донести такую историю: зарабатывать можно всегда и везде, было бы желание работать. У русского человека есть одна беда — люди ленивые. Если это перебороть, если сесть и подумать, можно все. Тут вопрос, насколько это в себе реализуется.

— Что для фотографа первично: знание своего дела или маркетинг и продвижение? У нас есть два пограничных мнения: если ты хорошо снимаешь, тебя сама судьба найдет. Если ты плохо снимаешь, но ты будешь «долбить», то рано или поздно «выстрелит». Что первично — картинка или маркетинг?

— Если ты будешь «долбить» — это не «выстрелит». Я знаю достаточно много фотографов, я сам снимаю 13 лет и организую самую большую серию фестивалей, мы делаем их очень много и очень давно — 9 лет. Я узнал много фотографов за эти 9 лет, которые начали и провалились. Я знаю фотографов, которые продолжают, но ничего не добились, и я знаю фотографов, которые добились чего-то. Могу сказать просто, с высоты того, что я видел: есть фотографы, которые хорошо снимают, и многим из них действительно недостает хорошего маркетинга, потому что они творческие ребята. Есть люди с потрясающим маркетингом, но с посредственным результатом, но нет никого с плохими фотографиями, хорошим маркетингом и отличным результатом.

Хорошая картинка первична, стильная картинка первична, потому что аудитория сейчас избалованная. Мы живем во времена красивых логотипов, красивых шрифтов, продуманной мебели и дизайна — все это нас начинает окружать. Раньше это не окружало людей. Я могу сказать, что поколение, которому сейчас от 35 до 60 лет — это потерянное для фотографии поколение. Это поколение, у которого все переломалось в жизни. Они выросли и были воспитаны на конструктивизме, на стиле СССР, на стиле, который зашел в тупик. Потом были жуткие 90-е, когда были несочетаемые цвета, кричащие буквы, шрифты, треш и угар. В их головах всё смешалось, и на данный момент мало у кого это вылилось во что-то приличное, во что-то действительно стильное. В Европе стиль сотнями лет формировался. И сейчас это, к сожалению, потерянное поколение, люди, которым очень тяжело чего-то добиться, переломиться. С ними очень тяжело работать, потому что у них в голове нет никакой точки отсчета.

Есть поколение от 28 до 35 лет, это люди моего поколения. Либо они учились или у них есть какое-то образование, есть какое-то представление о стиле.

Молодежи вообще легко. Они окружены всем классным, они на этом выросли, они на всем правильном растут, и им осталось немного: систематизировать знания. Поэтому именно молодые фотографы так здорово выстреливают, поэтому у них получается такая хорошая картинка, скорее всего, сразу. И так тяжело нам, тем, кто постарше, эту картинку получить, или просто невозможно.

Это все к тому, что первична картинка. Маркетинг молодые люди впитывают. С первым своим планшетом они разбираются в маркетинге, и у них это неплохо двигается. Есть те, кто не заморачивается, остается на каком-то своем уровне, и даже с хорошей картинкой их просто не замечают.

Еще раз: первична картинка, первично то, что воспринимают люди, то, как они воспитаны и на чем они выросли. Дальше идет маркетинг. Важно понимать, что современному человеку важно не просто сделать картинку, но и чтобы ее увидели. Появилась вторая составляющая, потому что сейчас очень много информационного шума, интернет переполнен фотографиями, и «выстреливают» только те работы, которые увидели. Сейчас недостаточно хорошо снять, нужно сделать так, чтобы еще и увидели картинку. Когда это складывается, получается какой-то хороший фотограф, про которого говорят, которого знают и любят.

— Вы на лекции говорили: нужно постить 2 картинки в день. 2 фотографии в день, это 730 фотографий в год с учетом ротации. С учетом всего, если снимаешь моделей, хочешь на этом поле поработать — это примерно 70 фотосессий в год только на маркетинг?

— Давайте я проще скажу. Есть модельные агентства. В Екатеринбурге 6 крутых. Из них 3 топовых. В составе каждого – 15 и более девушек. Моделям, как любому спортсмену, нужно тягать штангу, нужно постоянно сниматься. По большому счету в ваших модельных агентствах достаточно за год отснять каждую девушку, сделать им по 6 красивых картинок, а на самом деле агентство хочет 10. И все, этого достаточно для того, чтобы каждый день выкладывать хорошую картинку, классную, с красивой девушкой. Это для тех, кто снимает моделей.

Для тех, кто снимает пейзажи, вообще никаких ограничений. Для тех, кто снимает архитектуру (у вас потрясающий город, который только растет и строится), — запросто, интерьеры — запросто. Я сегодня хотел поснимать машины, буквально немного пообщался, и в результате сегодня приедут несколько машин «Мини Купер», все абсолютно возможно.

— Западная модель ведения бизнеса подразумевает наличие представителя фотографа или агентства, сам фотограф занимается только творчеством. Реальна ли такая модель для России?

— Конечно, такая схема прекрасно работает. Более того, у нас проблема с недостатком менеджмента. Фотографы сами пытаются быть менеджерами, и это, в принципе, нормально, с современными технологиями и программным обеспечением это возможно. Но, конечно, команда важна. Очень часто в России успешная бизнес-модель — когда фотограф муж или жена, а менеджер, ассистент, визажист, маркетолог — вторая половина. Схема немного кустарная, но она прекрасно работает и себя зарекомендовала. Я знаю очень много таких успешных бизнес-пар.

Но это не идеальный вариант, идеальный вариант, когда находится какой-то менеджмент для фотографа. С этим беда у всех, даже у топовых. Какого-то института именно с агентствами, с работой, нет. В свадебных фотографиях подобное появилось и стало нормой. В свадебных фотографиях институт агентств работает. В репортажной фотографии, в принципе, тоже работает. В модельном бизнесе чуть меньше, но, в принципе, журналы (как агрегатор съемок) тоже работают. В фотостудиях тоже начали работать. Но в целом небольшой хаос есть, особенно в модельном бизнесе.

В Москве, Санкт-Петербурге, в Казани и Сочи прекрасно работает очень крутое агентство, которое фактически сделало Uber для фотографов, которые снимают интерьеры. Есть такое агентство, которое снимает ивенты, мероприятия, праздники на кораблях, елки, мюзиклы, театры. В принципе, это стало появляться, стало работать в течение последней пары лет. Хаос только в модельном бизнесе из-за того, что слишком мало понимания, что такое ТФП, что такое творческие съемки.

У нас «дичь» творится, когда красивая девочка приходит «посниматься» и с нее не берут деньги. Как так? Почему? Фотограф делает работу, девочка, возможно, работу сделала, но, опять же, как она ее сделала? Модель — это человек, который ухаживает за кожей, который соответствует определенным параметрам для того, чтобы на ней как следует сидела одежда, которая подойдет фотографу под его задачи. Это человек, который ухаживает за волосами, который соответствует текущим нормам красоты. Сейчас изменились параметры красоты и моделей во всем мире. Если снимать обычных людей и не брать за это денег — это не цивилизованный рынок. Никто не пойдет бесплатно снимать квартиру, никто не снимает бесплатно репортажи, за свадьбы тоже деньги берут. Со съемками девушек, я надеюсь, все устаканится, потому что к этому потихоньку все идет.

— Но если мы возьмем любой учебник для начинающего фотографа «Как правильно снимать моделей», там первая глава как раз об этом — ищите моделей бесплатно…

— Так, пожалуйста, идите в агентство и снимайте там бесплатно модельные тесты, тренируйтесь.

— Очень часто говорят, что у фотографа должна быть команда. Какой функционал должен быть у этой команды?

— Все зависит от жанра. Если говорить о модельном бизнесе, то здесь все просто. Должен быть визажист, стилист, парикмахер (иногда это все сочетается в одном человеке — это не очень здорово). Хотя бы такие люди нужны. Менеджер по съемкам. Очень круто, когда есть продюсер на съемках, человек, который принесет кофе, который забронирует студию вовремя, проследит, чтобы никто не проспал, обзвонит всех и снимет с фотографа эту нагрузку. Это очень нужный человек, это может быть ваш ученик или человек, который заинтересован в вашем творчестве. Просто если вы работаете, если у вас есть какой-то результат, и кому-то захочется на это посмотреть и чему-то научиться. В этой ситуации как раз можно задействовать этого человека.

— А пиарщик, пресс-агент, юрист?

— Это все может быть на аутсорсинге. Релизы готовые. Есть мобильные приложения, которые сами релизы составляют. Юрист нужен по необходимости, составление договора можно всегда заказать, и юрист не требуется постоянно в штате, только если это пока некрупный бизнес.

С пиарщиком все очень тяжело, потому что у нас очень нецивилизованный рынок в этой сфере. Я думаю, что со временем это появится, но пока нет. Обычно люди сами это делают, либо находят агентства, если они готовы выйти из этого порочного круга и начать платить деньги за то, чтобы деньги приносили деньги.

— Когда фотограф «созревает» для того, чтобы выйти из порочного круга и начать платить деньги за сопутствующие услуги?

— Это скользкий вопрос. Потому что самое главное все-таки — получить картинку стабильную, качественную картинку, которая интересна людям. Как только у фотографа появляется картинка, которая стабильно выходит, которая интересна аудитории, — в этот момент имеет смысл начать вкладывать в себя деньги, вкладывать деньги в свое продвижение.

Главное, чтобы было что продвигать, потому что сейчас конкуренция высокая, она не просто высокая, а повысилась планка. Это для меня, как 34-летнего человека, представителя поколения, которое на грани. Слава богу, что я еще успел чего-то насмотреться, уехал и поучился за рубежом, получил тот импульс, который должен был получить как фотограф, но для большинства молодых этот импульс сразу приходит, и они сразу изначально просто снимают хорошо. Для нас кажется, что это новый уровень, какая-то новая конкуренция. Нет! Просто люди действительно стали видеть хорошую картинку и сразу ее выдавать, потому что все зависит от головы. И нужно просто соответствовать современному уровню.

— Как фотограф может понять, что он «нашел картинку»?

— Фотосайты — отличный индикатор. 500px.com, 35photo.ru, behance.net, tumblr.com
— это сайты, которые дают совершенно конкретную картинку. Вы выкладываете фотографию, если она на «пикселях» набирает 99+ без накруток (а там очень тяжело сделать накрутку), соответственно, в вас что-то есть. Если вы попадаете в editor’s choice — вы в тренде. В этот момент просто нужно вкладывать деньги либо в то, чтобы рассказывать про свои картинки, если вы обучаете, либо в то, чтобы продавать свои картинки, либо продавать себя как фотографа, здесь каждый решает для себя сам. Все сейчас открыто, интернет все позволяет. Не нужно ограничиваться Екатеринбургом и Россией. У меня в России картинки купили раз 5, а за рубежом много тысяч раз. Сейчас это интернет позволяет делать, потому что картинка электронная, напечатать можно ее и на той стороне, а показать ее людям можно и сидя в Екатеринбурге, например.

Но вкладываться деньгами нужно только тогда, когда есть определенный фидбэк от аудитории. Аудитория — фотосайты, которые прекрасно работают. Я понимаю, что это не идеально, но хорошие оценки и комментарии — это вполне хороший индикатор. Коллеги — новое поколение, те, кто и потребляет вашу картинку.

Но, на самом деле, все зависит от того, на кого вы ориентируетесь. Можно ориентироваться и на старшее поколение, но нужно понимать, что те, кто постарше, не готовы платить деньги за эту картинку. Они готовы посмотреть, обсудить на форумах, на конференциях, а мысли заплатить за нее деньги у них никогда не было в голове, а вот молодая аудитория совершенно нормально, активно работает. Грубо говоря, идея заказать фотосессию для своего кота для кого-то постарше просто в голове не укладывается. Для меня это абсолютно нормально.

— Как вам Екатеринбург и местные фотографы?

— Современный город, открытые люди. Очень приятно. Никакого напряжения, зла или даже стеснения здесь нет — это очень приятно, потому что здесь ты общаешься, здесь ты находишь какой-то фидбэк и по своему творчеству, и по творчеству людей. Можно пообщаться с участниками фестиваля. Мне здесь нравится. Это один из приятных городов России.

Были города, которые действительно напрягали тем, что приходило очень много людей, замороченных на технике, были города, где негативно относились к тому, что мы привозим и показываем. Здесь люди просто интересуются, они приходят за тем, чтобы посмотреть, попробовать, и это прекрасно. Мы ради этого и приезжаем. Одно дело, когда тебя встречают с негативом, подозрением, страхом или стесняются. Здесь мы делаем свое дело, и люди приходят посмотреть — это прекрасно.

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=10301

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 02.11.2017 | 17:21. Соответствие Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

  • Я – фотограф!

    Результаты

    Loading ... Loading ...

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru