Деловой портрет как работа со стереотипами | Город фотографии – PhotoEkb.ru

Деловой портрет как работа со стереотипами

Вопрос восприятия людей в очках — это вопрос стереотипа. Ожидается, что люди в очках буду казаться умнее, но менее привлекательно. Исследования, проводившиеся в последние годы, стараются подтвердить либо опровергнуть это утверждение. Выводы исследований, интерпретация результатов дают работающий инструменты для манипуляции своим (и чужим образом) с помощью очков. Так, если интервьюер в очках, он более располагает к себе того, с кем он общается. На собеседование при устройстве на работу часто надевают очки без диоптрий, чтобы просто выглядеть умнее. Очки без оправы не уменьшают привлекательности человека, но заставляют воспринимать его умнее.

Исследований много, они часто противоречивы, но общая модель, повторюсь, одна: вопрос ношения очков — это вопрос стереотипа, вопрос восприятия. Отсюда, например, нежелание большого количества девушек и женщин носить очки, даже если они им нужны по медицинским показателям. Стереотип «в очках я выгляжу менее привлекательно» живёт и побеждает.

Но у многих исследований есть общее — в качестве рабочего материала при исследовании использовались изображения и фотографии людей в очках, без них и так далее. То есть, общепризнанные исследования базировались не на оценке живых, реальных людей, а по фотографиям, по фотопортретам. Где-то реально переснимали людей в очках и без, а где-то просто с помощью графических редакторов добавляли оправы. И это очень важно.

The Effect of Eyeglasses on Intelligence Perceptions. Aubrey Borgen. Minnesota State University Moorhead

The Effect of Eyeglasses on Intelligence Perceptions. Aubrey Borgen. Minnesota State University Moorhead

Получается, что оценивались портреты людей, где всё, кроме очков, было «заморожено» в плане оценки привлекательности, «умности», фактически обнулялось. То есть, изучалось изменение впечатлений о человеке, сформированных при помощи фотопортрета. И на основании этого делались выводы о стереотипах.

Цитирую: «В ходе исследования нами была разработана и использована «Методика оценки степени привлекательности внешнего облика женщины-предпринимателя». При изучении оценки был использован набор фотографий женщин-предпринимателей, которые были взяты из трёх специализированных журналов: «Лица» (2003–2004 гг.), «Женщины Дона», «Блики» No 3–4 за 2005 г. (Бизнес- леди: имидж, карьера, идеи). Подбор фотографий женщин-предпринимателей осуществлялся по тем же критериям, по которым подбирались респонденты. Всего были отобраны и пронумерованы 21 фотография. Женщины-предприниматели изображены в относительно одинаковом ракурсе, не в полный рост, чуть ниже пояса, но так, чтобы было видно, как в целом оформлен внешний облик; интерьер на фотографиях не виден».

«Оценка привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей», © 2006 г. К.Г. Нестерова-Маликова

«Оценка привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей», © 2006 г. К.Г. Нестерова-Маликова

Это — пояснение к исследованию «Оценка привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей», © 2006 г. К.Г. Нестерова-Маликова, Ростовский государственный университет (ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. СПЕЦВЫПУСК. 2006).

Портреты из «делового глянца», портреты, которые конструировали фотографы, исследуется как основа для оценки привлекательности. На первом этапе из пакета предлагалось выбрать фотографии женщин-предпринимателей. По сути, испытуемые соотносили «деловой фотопортрет» со своим стереотипом того, как должна выглядеть женщина-предприниматель, с поправкой на стереотипы фотографов и бильд-редакторов.

«Фотопортрет как стимул при исследовании стереотипов», вот как точнее можно назвать происходящее. Но, получается, если отдельные фотографии могут являться основой для глобальных исследований, то имеющееся массивы фотографий точно также можно использовать для оценки стереотипов. И вообще, можно сделать «обратный» вывод: вся портретная фотография, это работа со стереотипами.

Основываюсь на допущении, что использование авторских фотографий позволительно при проведении научных работ для изучения стереотипов восприятия человека, а следовательно — для получения прикладных инструментов по работе с ними (о судебных казусах я писал здесь), то для фотографа, работающего в портретной фотографии, иногда можно обойтись без посредника в лице пишущего диссертацию научного работника.

Теоретический пример №1

Допустим, нам нужен портрет «умной женщины». Существуют ресурсы стоковых фотографий. Там, благодаря каким-то зубодробительным алгоритмам для тех, кто ищет фотографию по запросу «умная женщина» выдаются тонны изображений.

По запросу «Умная женщина» 31 картинка в первой выдаче, из них 18 — с очками.

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Проверяем по англоязычном запросу — «smart woman», получаем 20 картинок с очками на 30 первых.

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Для мужчин — 10 картинок с очками на 31 первую.

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

То есть, можно с определенной степенью уверенности сказать, что очки для женщин, по поисковым алгоритмам глобального фотостока, есть атрибут «умности», де факто — актуальный стереотип.

Если мы введём в поиск «привлекательная женщина», то из 40 первых фото в выдаче получим только 2 фотографии женщин в очках, что, к сожалению, подтверждает стереотип тех, кто не хочет носить очки.

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Но — наша модель прошла «научную верификацию», подтвердив базовый, фундаментальный стереотип: в очках более умный, но менее привлекательный (более привлекательный без очков), по крайней мере для женщин. С мужчинами пора разбираться.

Теоретический пример №2

Допустим, нам нужен корпоративный портрет для парикмахера.

Смотрим Яндекс.

Скриншот выдачи Яндекса

Скриншот выдачи Яндекса

Стереотип: «Парикмахер» — это молодая женщина, которая в данный момент находится на рабочем месте.

Для сравнения: Парикмахер в СССР.

Скриншот выдачи Яндекса

Скриншот выдачи Яндекса

Стереотип — женщина средних лет в белом халате.

А теперь стереотип «парикмахер» со стока.

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Мы получаем бородатого брутального молодого человека, и только две фотографии молодых женщин.

Но мы будем добивать танцем, и введём в поиск «парикмахер женщина». В итоге, нам упорно дают мужиков, уже причёсанных клиентов. Стереотип парикмахера-женщины — молодая девушка с инструментами в руках.

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Скриншот выдачи https://www.shutterstock.com/

Задача фотографа сделать корпоративный, деловой портрет для парикмахера, он получает комплект стереотипов.

Парикмахер-мужчина — брутальный и бородатый. Парикмахер-женщина — молодая, с длинными волосами, показывает инструменты или склонилась над клиентом и находится в процессе.

И именно с этого момента начинается работа над портретом, а как нужно сфотографировать, чтобы а) не разрушить стереотип восприятия аудитории б) не потерять клиента-портретируемого в ряду абсолютно идентичных бородатых мужиков и женщин с руками-ножницами.

По сути, как там поставить свет, какую выбрать локацию, какой выбрать объектив и тому подобное — глубоко вторично. Самое важное — как отработать стереотип. Как создать образ «сверх-парикмахера», но при этом глубоко индивидуализированный.

Деловой портрет как работа со стереотипом

Деловой портрет как работа со стереотипом

Продолжение. Предыдущий материал: http://photoekb.ru/?p=10888.

Все фотографии и изображения в материале используются в соответствии с п.1 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации: допускается цитирование в оригинале в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=10903

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 02.06.2018 | 20:00. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

1 Комментарий для “Деловой портрет как работа со стереотипами”

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

  • Может ли фотограф для продвижения своих услуг использовать известные фотографии других фотографов?

    Результаты

    Loading ... Loading ...

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru