Выйти за рамки
В предыдущем материале я попытался классифицировать шаблоны на основе совокупности фотографий, присланных на конкурс. То есть, это как-бы первый уровень — схожесть идей и подходов, схожесть фотографической мысли в рамках одной подборки изображений. Это — своего рода «параллельные» штампы.
Совершенно очевидно, что если взять каждую фотографию в отдельности, то, скорее всего, можно найти первоисточник (и не один), как на уровне замысла, идеи, так и на уровне собственно визуальной реализации. В качестве примера можно рассмотреть конкурсную работу, где используется рамка от картины. Есть и ещё одна рамка — она участвует, как элемент композиции.
Вот трудно возразить — портрет в пустой раме от картины, это не просто штамп, это мега-супер-экстра штамп. Штамп штампов и король шаблонов. Набираем в поиске «woman in empty picture frame», и понеслось.
Если поиграть простыми запросами, то можно добиться полной визуализации штампа.
Фотографии в рамах и так, и сяк. По одному, группами. Криво и прямо, косо и по линеечке. Хотите — рамки висят, хотите — прислонены к стене. Детское, свадебное, портретное, креативное и любое иное фото — всё в вашем распоряжении. На стоках, в поиске — как угодно.
Например, вот предложение достаточно бюджетной студии в Екатеринбурге:
«Для фотосессии в студии представлен следующий реквизит: ткани, ленты, мужская рубашка, лепестки роз, корзины, рамки, из которых можно выглядывать, плюшевый медвежонок, книги, аксессуары, шляпы, вуалетки, старинные чемоданы, различные фоны, бусины, костюмы и атрибуты различной тематики, и т.д. Все это позволяет проводить оригинальные тематические фотосессии» (источник).
Действительно, «рамки, из которых можно выглядывать» — распространённый и привычный (можно даже сказать — банальный) атрибут фотостудий. Хотите «креатива» — выглядывайте из рамки.
Для одного человека его собственный портрет, созданный в процессе выглядывания из рамки — нечто сокровенное и уникальное, но в массе — это мегатонны абсолютно схожих изображений, эксплуатирующих одну идею. Конкурс — соревнование, и участвовать в нем в абсолютно вторичной по всем параметрам работой, это странно.
Всё одно и то же. Драматургия эксплуатирует несколько глобальных сюжетов, что не мешает время от времени появляться шедеврам. Любой кассовый фильм – парад штампов и шаблонов, индивидуализированных и разбавленных небольшим количеством свежих идей (иногда и без этого).
Вернёмся к рамкам от картины. Банальный реквизит, визуально заезженный, лишённый оригинальности. Но всегда есть «но». Если с любым шаблоном уйти в пограничное значение, то там, вполне возможно, ждёт удача.
Пример: проект Илоны Пулкстене «Фоторамка для друзей».
Формально, это серия портретов, где основным «сквозным» элементом является все та же рама от картины. Но — и каждая фотография в отдельности, и весь проект в целом без сомнений, оригинальны и обладают всеми чертами, которые позволяют отнести их к произведениям искусства. Штамп стал основой для самобытной, креативной и яркой серии. Итог: выставка и книга, обширные медиа.
Подробнее о проекте:
http://www.smartlatvia.lv/vystavka-160-druzej-v-ramke/
http://www.zerkalo.lv/ilona-pulkstene/
Язык не повернётся сказать о вторичности идеи, речь идёт о творческом развитии как минимум.
Грань между штампом и «вау»-фотографией иррациональна, хотя вполне возможно, что эффект можно спланировать. Посмотрите по ссылкам — Илона вполне подробно рассказывает, как вошла в проект.
Наверное, дело все-таки не в штампе как таковом. Он либо итог развития фотографа («сверхзадача» есть в том, чтобы воспроизвести шаблонное изображение), либо отправная точка, за которой и начинается индивидуальный рост.
Все фотографии и изображения в материале используются в соответствии с п.1 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации: допускается цитирование в оригинале в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=10944