Конкурс и плагиат

Позволю себе процитировать Википедию: Конкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Выдающийся — наиболее заметный и/или наиболее значительный (грубо).

Логично, что направляемая на конкурс работа должна привлечь внимание жюри, выделиться среди прочих работ и за счёт выдающегося содержания получить приз. Причём есть как минимум два уровня — это уровень работ в рамках одного конкурса плюс оценка работы в разрезе имеющегося в наличии фотографического наследия общества. Вот о последнем и есть эта моя критическая, я бы даже сказал — искусствоведческая статья с учётом специфики работы глобальных поисковых систем.

Среди конкурсных работ есть одна, и она безусловно выделяется. Это — портрет девушки в шляпе, с цветами в виде подсолнухов.

Скриншот с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов

Скриншот с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов

Источник изображения: https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов, https://vk.com/vsalaponov.

Вот в совокупности конкурсных работ — она даже как-то воспринимается позитивно. Но «девушка в поле среди подсолнухов» — настолько распространённая и исследованная тема, что даже закрадывается сомнение — а не издевается ли автор над жюри и зрителями, направляя работу на конкурс? Да, несомненно, девушке, которая изображена на фотографии, её собственный портрет эксклюзивен и дорог. Но в случае соревнования, он лишён личностного значения, мы видим просто портрет абстрактной девушки и оцениваем визуальный ряд, от идеи и композиции и до значения деталей.

Просто вводим картинку в поиск, и что мы получаем?

Скриншот страницы выдачи Google

Скриншот страницы выдачи Google

Скриншот страницы выдачи Яндекс

Скриншот страницы выдачи Яндекс

Скриншот страницы выдачи Яндекс

Скриншот страницы выдачи Яндекс

Скриншот страницы выдачи Google

Скриншот страницы выдачи Google

Более того, этот кластер «woman sunflower field hat» исследован вдоль и поперёк коммерческой фотографией, он — частый сюжет стоковых изображений. Причём исследовано всё: чередование планов, расположение цветов относительно модели, цветы на шляпе.

Скриншот страницы выдачи cfqnf depositphotos.com

Скриншот страницы выдачи сайта depositphotos.com

Скриншот страницы выдачи сайта shutterstock.com

Скриншот страницы выдачи сайта shutterstock.com

А вот пример коммерческого исследования темы в рамках одного аккаунта:

Скриншот страницы выдачи сайта shutterstock.com

Скриншот страницы выдачи сайта shutterstock.com

Хотите приложить цветок к шляпе — пожалуйста.

Скриншот страницы выдачи shutterstock.com, совмещенный со  скриншотом с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов

Скриншот страницы выдачи shutterstock.com, совмещенный со скриншотом с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов

Желаете спрятать модель за цветками? Нет проблем.

Скриншот страницы выдачи shutterstock.com, совмещенный со  скриншотом с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов

Скриншот страницы выдачи shutterstock.com, совмещенный со скриншотом с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов

Если фотограф придавал мистическое значение именно двум цветам на переднем плане, то и сие уже оцифровано и выведено отдельным коммерческим предложением, и не одним.

Скриншот выдачи сайта fotolia.com

Скриншот выдачи сайта fotolia.com

Скриншот выдачи сайта fotolia.com

Скриншот выдачи сайта fotolia.com

Что хотел сказать автор миру, направляя работу на конкурс? В чем его творческое, художественное высказывание? В том, что он может повторить стоковую фотографию? В том, что где-то есть подсолнухи? В том, что у модели платье в горошек? В том, что есть шляпа?

Раскрывает шляпа и подсолнухи личность? Нет. Эксклюзивна работа? Нет.

Ну вот нет аргументов, которые позволяют обосновать этот шаблон и штамп как нечто достойное конкурсной работы. Я могу допустить (с огромной натяжкой), что автор искренне уверен, что до него никто не догадался поместить два цветка на передний план и полуспрятать за них модель. Но ожидать такого неведения от жюри — ну это просто неуважение какое-то.

Для баланса. Сказанное справедливо не только для выбранной работы с подсолнухами. Этих фотографий — множество. Вот ещё пример, с ходу.

Скриншот с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239250, фотограф — Валерий Старков, совмещен с выдачей сайта shutterstock.com

Скриншот с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239250, фотограф — Валерий Старков, совмещен с выдачей сайта shutterstock.com

Источник изображения: https://vk.com/photo-165250158_456239250, фотограф — Валерий Старков, https://vk.com/painting.

Или вот:

Скриншот с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239163, фотограф — Сергей Вьюгин, совмещен с выдачей сайта shutterstock.com

Скриншот с фотографией из конкурсного альбома https://vk.com/photo-165250158_456239163, фотограф — Сергей Вьюгин, совмещен с выдачей сайта shutterstock.com

Источник изображения: https://vk.com/photo-165250158_456239250, фотограф — Сергей Вьюгин, https://vk.com/vyugin1972.

Ну нельзя же жить так, словно до твоего снимка не существовало фотографии. Понятно, что грань между плагиатом и аллюзией, копированием и творческим развитием темы тонкая, особенно в современном, заваленном миллиардами одинаковых изображений мире. Более того, среди фотографов считается допустимым вывесить на своём аккаунте в соцсети фотографии Хельмута Ньютона или какого другого корифея и написать: «Девочки, готова поснимать также, с вас аренда студии».

Но. Истинное позиционирование «фотограф», а тем более коммерческий, оно обязывает. Назвался груздем, не снимай подсолнухи ровно как они выложены на стоках. Или снимай так, чтобы все сказали «вау»: «Да, так подсолнухи ещё никто не фотографировал».

Все фотографии и изображения в материале (критической и информационной статье) используются в соответствии с п.1 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации: допускается цитирование в оригинале в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=10956

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 15.06.2018 | 19:44. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

  • Может ли фотограф для продвижения своих услуг использовать известные фотографии других фотографов?

    Результаты

    Loading ... Loading ...

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru