Татьяна Токарева: Фуд-фотография — это особый жанр и трансформация искусства

На мои вопросы любезно ответила Татьяна Токарева, известный столичный фуд-фотограф.

Татьяна Токарева, фуд-фотограф.

Татьяна Токарева, фуд-фотограф.

— Фуд-фотография — это развитие жанра натюрморта либо особенное, уникальное направление? Как бы вы охарактеризовали этот жанр на современном этапе?

— На мой взгляд, фуд-фотография представляет собой особый жанр, ведь фотографии еды носят не только декоративный, но и коммерческий, информативный характер. Когда я оказываюсь в незнакомом мне ресторане, я уже не мучаю, как раньше, официанта расспросами о том, что из себя представляет «картофельная лепешка с кабачком и пармезаном», я просто открываю Instagram заведения и ищу, что мне нравится. Фотография продает мне блюдо, в этом ее основная цель.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

— Многие воспринимают фуд-фото как «фото для меню». Фуд-фото однозначно есть коммерческая фотография, фотография «продающая». Есть ли место творчеству и самовыражению как художника в фуд-фото? Если да, то где оно спрятано?

— Конечно есть, если фотограф относится к съемке как к любимому увлечению, а не как к каторге, элемент творчества присутствует. Определенная цветовая гамма, ракурс съемки, обильно украшенный декором кадр или звенящий минимализм — творец передает частичку себя. Один московский фотограф любит снимать «левитирующие» продукты, когда бургер будто в невесомости распадается на ингредиенты. Не скажу, что мне это близко, но это тоже определенный стиль, у которого, несомненно, есть свои подражатели.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

— Фуд-фото «живет» недолго, поток фотографий огромен в соцсетях. Как фотограф адаптируется к мимолетности своих творений? Ему не обидно, что фотография перестает жить вместе со съеденным блюдом/продуктами?

— Если еда съедается за 15 минут, то кадр может быть грамотно использован много раз: от базового кадра для доставки до рекламных флаеров, баннеров на сайт. Кстати, на сайтах некоторых ресторанов мои фуд-фото висят годами, ну а если какое-то блюдо «выходит» из меню, то на его смену приходит другой продукт, это неизбежно и не стоит относиться к «смене поколений» трепетно.

— Есть ли шанс у фуд-фотографа стать богатым, знаменитым, известным и «купаться в лучах славы» не только в узком кругу рестораторов, но и простых зрителей? Что для этого надо сделать?

— Возможно, если вести узнаваемый кулинарный блог или снимать фуд-видео. Пока я гостила у родителей, которые любят смотреть телевидение, успела визуально переработать множество рекламных роликов с майонезом, чипсами, кофе, шоколадом, йогуртами и колбасами — скорее всего, студии, которые занимаются видеопроизводством рекламы продуктов чувствуют себя неплохо, но знамениты ли они — без понятия, мне могут нравиться чьи-то фото, но авторство я не запоминаю.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

— Фуд-фото — это b2b-услуга. По каким параметрам заказчики оценивают фотографии? Какие фотографии они считают «хорошими»?

— Если заказчик подготовит качественно составленное ТЗ с референсами, мне будет проще угодить им, однако ТЗ готовят, как правило, SMM и PR-агентства; у владельцев бизнеса нет на это времени, а частенько съемку у меня заказывает или директор ресторана, или шеф. Хорошее фото должно быть четким, ярким, сочным, отражающим стилистику заведения, если стоит такая задача. Но меня оценивают не только как фотографа, но и как организатора — своевременный приезд на съемку, вовремя выданные материалы, я интересуюсь перед съемкой, какой декор, посуду они хотели бы использовать, показываю свой инстаграм-аккаунт @tokarevafood, чтобы они могли выбрать направление съемки заранее. Пару раз заказчик, просмотрев материалы, просил меня доработать фото — сделать цветовую гамму потеплее или фото чуть светлее. Я всегда иду навстречу и вношу корректировки, даже если, как художника, меня устраивает первоначальный вариант.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

— Есть ли какие-то общепринятые композиционные решения, подходы, шаблоны (скажем, как набор классических поз для модели при модел-тестах) в фуд-фотографии?

— Как правило, это съемка сверху (отлично подходит для фотографии пиццы, стейков, целой рыбины, сырной и мясной тарелки), съемка под углом 45-60 градусов, чтобы показать рельеф или срез блюда (брускетты, пышные салаты, торты и пирожные), а еще очень эффектно снимать с 0 градусов — я люблю ставить бокал с коктейлем или лимонадом на контрастный темный фон, подсвечивать кубики льда… получается стильно и круто. Если снимаем пасту, было бы неплохо накрутить на вилку спагетти и сделать кадр в движении, а кусочек сырной пиццы «потянуть» — в натюрморте еда статична, в фуд-фото можно экспериментировать с движением.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

— Какие основные составляющие, на ваш взгляд, профессионализма фуд-фотографа?

— Я считаю, что независимо от жанра фотографии самое главное — понимание и умение грамотно выстроить свет, работать как с естественным источником, так и со вспышкой. Некоторые продукты быстро теряют товарный вид, текут, тают, оседают (особенно коктейли с пенками и капучино), поэтому профессиональный фуд-фотограф должен быстро и четко сориентироваться и сделать идеальный снимок. В моей работе есть отдельное направление — фуд-стилизм (все эти тряпочки, красивые вилочки, цветы, порой стилисту позволено залезть в тарелку и выложить продукты так, чтобы они смотрелись наиболее выигрышно). На глобальные съемки приглашают отдельного фотографа и отдельного стилиста, но я пришла к тому, что круто, если фотограф объединит в себе и работу с камерой, и декор. Профессионально ли это? Вполне. В багажнике моего авто лежит стопка разнообразных фотофонов: от дерева до мрамора и бетона. Мы с заказчиком в кадре можем создать практически любую историю, сами знаете, какими «заюзанными» могут быть столешницы в ресторанах.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

— Натюрморты — обычная вещь на художественных выставках. Фуд-фото может быть «выставочным»?

— Если честно, то я не помню, чтобы замечала выставки с фуд-фото, но однажды моя подруга, увидев на заставке моего телефона ч/б бокал со льдом, предложила напечатать фуд-фотографии на плотной бумаге, которые можно было бы оформить в раму и повесить на кухню или в столовую. Особенно эффектно выглядели бы макрофото с каплями воды, скажем, на ягодах, фруктах.

— Фуд-фото в итоге возбуждает аппетит или эстетические ощущения?

— Когда я вижу свои фотографии, то эстетические ощущения превалируют, а когда смотрю на чужие фото в Instagram, могу возбудиться и проголодаться. Особенно, когда «скролю» инстаграм-аккаунт @tokyosushi_moscow (здесь самые вкусные суши). И не могу успокоиться, пока не съезжу к ним за запеченными роллами с крабом и острым туна-роллом.

— У каждого фотографа есть мечта. Что мечтаете сфотографировать вы?

— Я бы очень хотела поработать за границей, поснимать для лондонского ресторана Hide (которым владеет Е. Чичваркин) или пожить в Тоскане или на юге Франции, чтобы снимать только виноград. Я буду первым в мире фотосомелье.

Фото: Татьяна Токарева

Фото: Татьяна Токарева

Источник: gastro Pornhub @tokarevafood.
Изображения любезно предоставлены Татьяной Токаревой.

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=11524

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 25.03.2020 | 10:50. Соответствие Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru