О политическом портрете, или как создать работающий визуальный образ политика

Основа политики — публичность, взаимодействие политика с различными аудиториями, прежде всего с избирателями. Полем такого информационного взаимодействия является в первую очередь медийное пространство: СМИ и социальные сети. В медийном пространстве, в котором отсутствует непосредственный контакт с аудиторией, идентификация политика через его фотографическое изображение необходима для того, чтобы у аудитории возникло личностное отношение к нему, чтобы с ним начали ассоциироваться определенные черты характера. Фотография должна вызывать эмоции, ведь именно по фотографии аудитория должна увидеть, как он принимает решения, какими целями руководствуется. Узнаваемое изображение политика, фотографическая фиксация его действий — основополагающий пласт опосредованной коммуникации.

Фото с сайта https://www.pexels.com

Фото с сайта https://www.pexels.com

В силу постоянной тиражируемости и в зависимости от популярности политика многочисленные фотографии разных фотографов постоянно попадают в качестве иллюстраций в медийные материалы. Постепенно, во многом стихийно, образуется своеобразный пул изображений, сопровождающий политика, его «фотографический след».

Существует два объективно сложившихся подхода к массовой трансляции изображений: стихийный и осознанный. Стихийный подход складывается сам собой, снимки генерируются разными способами. Это могут быть фотографии с пресс-конференций, случайно сделанные снимки, изображения, взятые из аккаунтов политика в социальных сетях, и т. д. В этом случае фотографии выполняют в большей степени лишь роль документа, не более того. Авторство снимка при таком подходе во многом не имеет принципиального значения. Осознанный поход к генерации изображений предполагает, что политик или его окружение сознательно формируют визуальную политику, с различной степенью жесткости контролируя каналы появления фотографий в медийном пространстве, работая со СМИ по формированию визуального образа, привлекая профессиональных, известных фотохудожников и/или фоторепортеров. При таком подходе имя фотографа, а, следовательно, стилистика, эстетичность снимка и адекватность его образу политика или иллюстрируемому сюжету являются значимыми критериями. В том числе потому, что аудитория фотографа является дополнительным фактором в «раскрутке» изображения.

Естественно, что в большинстве случаев оба подхода сочетаются, но в разных пропорциях. «Случайные» снимки в современных условиях запретить невозможно, как и спрятать политика от публики, закрыв его в недоступном месте навсегда. Для появления «случайных» изображений в медийном пространстве не нужны профессиональные фотографы и камеры. Любое появление политика на публике сопровождается фотографированием, в том числе на камеры сотовых телефонов. Другое дело, что кто-то продумывает любой выход на публику, в том числе привлекая «свою камеру», а кто-то довольствуется стихийным, спонтанным визуальным рядом, возникающим из фотографий, сделанных корреспондентами и публикой. При этом практика показывает, что при осознанном подходе к визуализации образа политика шансы на появление качественных популярных фотографий значительно возрастают. Здесь существует закономерность: популярные снимки с течением времени становятся более популярными, переходя в разряд «культовых» и «иконических», т. е. наиболее часто ассоциирующихся с политиком. Другими словами, фотографии, которые максимально соответствуют образу политика среди различных целевых групп, становятся «якорными», наиболее тиражируемыми. Более того, аудитория постепенно начинает оценивать их как художественные. Например, упоминаемый фотопортрет Че Гевары первоначально не был востребован, но стал известным с течением времени, после массовой демонстрации в различных СМИ.

Современная политическая деятельность является системной. Построение адекватного образа политика и, как следствие, формирование «фотографического следа» есть также деятельность системная и целерациональная. По своей сути создание визуального образа политика, осознанный подход к визуальной политике — своеобразная, специфическая деятельность команды политика, подобная продюсированию, равная по значимости политическому консультированию и спичрайтерству.

Фотографии политиков, а особенно «политические портреты», как особый жанр востребованы прежде всего в период избирательной кампании. Они являются важнейшей частью наглядной агитации, включены во все визуальные материалы (плакаты, афиши, листовки, календари, значки, буклеты, агитационные издания, газеты). Технологически необходимый пакет «политических портретов» можно описать следующим образом:

А) ОСНОВНАЯ ФОТОГРАФИЯ КАМПАНИИ, ЯКОРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Эта фотография обычно находится на избирательном участке, на информационном стенде. Именно это изображение самое тиражируемое, магистральное, именно оно работает на узнавание и идентификацию политика. Создание якорной фотографии необходимо изначально рассматривать как акт творчества. Она, фотография, может стать решающим эмоциональным аргументом для избирателя во время голосования;

Б) ФОТОГРАФИИ ДЛЯ АГИТАЦИОННЫХ ГАЗЕТ. Если планировать три выпуска газеты в ходе кампании по четыре полосы, то на каждую полосу необходимо по одной уникальной фотографии (кроме якорного изображения, одного на издание), в итоге получается 12 различных политических портретов.

В) ФОТОГРАФИИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. Репортажные, имиджевые, бытовые изображения, соответствующие стилю и трендам соцсети.

Об этих портретах стоит сказать подробнее. Исходя из актуальных требований, технологически необходимы:

1. Официальные портреты, на которых политик выглядит как представитель власти. Здесь рекомендованы официальный костюм и галстук. Пуговицы пиджака должны быть застегнуты. Варианты официальных портретов: статичные и динамичные. На динамичных портретах политик что-то делает. Варианты: стоя и сидя. Паттерны, которые должны визуально считываться: энергия, деятельность, решимость;

2. Официальные портреты во время политической работы. Например, политик на трибуне произносит речь, или политик приветствует избирателей во время встречи. Варианты: официальный прием за рабочим столом, за рабочим столом без пиджака (работа с документами). Такой портрет — иллюстрация для официального интервью. Паттерны: сосредоточенность, целеустремленность, ответственность;

3. Портрет политика в неофициальной обстановке:
без галстука. Политик решает вопросы за рабочим столом, политик во время неофициального интервью или беседы. Паттерны: внимательность, сопричастность, эмоциональный контакт;

4. Портрет в бытовой обстановке, в семье, во время занятия хобби и т. п. Как правило, в этом случае получаются самые эмоциональные фотографии, раскрывающие политика как человека. Паттерны: любовь, забота, преданность, простота;

5. «Репортажные» портреты, на которых политик контактирует, взаимодействует с целевыми аудиториями. Паттерны: внимание, готовность к диалогу, решительность;

6. Портреты, которые изначально изготавливаются исходя из визуального решения агитационного материала: композиционного, цветового и т. п.

Существует общее правило при подготовке политического портретного портфолио: фотография должна показывать и подчеркивать свойства личности, характерные для реализуемой политиком социальной роли, ибо в зависимости от пола, возраста, социального статуса любой политик имеет свое уникальное амплуа (аналог уникального торгового предложения).

Этот пакет фотографий является обеспечительным для избирательной кампании. Основная сложность — зафиксировать необходимые эмоции политика для каждого технологического портрета, добиться такого эмоционального впечатления от каждой фотографии, чтобы после визуального контакта появлялось и на максимально длительный срок сохранялось эмоциональное послевкусие.

Фотохудожник должен решить технологические задачи: узнаваемость, «чистота» образа, простые и понятные эмоции. Технологические задачи при создании таких портретов выходят на первый план, доминируя над всеми возможными аспектами художественности. Здесь важно отсутствие ошибок композиции, ошибок постановки света, стилистических недочетов в одежде и визаже (например, неуместные аксессуары, расслабленный узел галстука, излишние складки на одежде, общая неряшливость, блестящая кожа и т. д. и т. п.).

Решение технологических задач достигается путем использования достаточно простой световой схемы, белого или светло-серого фона. При решении задачи повышения эмоциональности изображения стоит особое внимание уделить работе с самим политиком, добиваясь его «вхождения» в социальную роль. Показать искренность — более приоритетная задача при подготовке пакета, нежели введение в кадр каких-то дополнительных элементов творческого решения. При этом стоит отметить, что взаимодействие человека в кадре с иными объектами «создает историю» политика. Но такая дополнительная нагрузка существенно усложняет работу и автора, и политика. Дополнительные элементы могут как подчеркнуть индивидуальность, так и отвлечь внимание, оказаться неуместными, перегрузить изображение и т. д.

Творческую часть фотограф реализует через свое умение раскрыть человека. Задача фотографа — не столько показать исключительное «я» портретируемого, а скорее подстроить образ политика под ожидания аудитории, под существующие стереотипы целевой аудитории. Сложность рисунка и «драматизм», эмоциональность портрета усложняют его «считывание» и восприятие. В ходе кампании простота, легкость восприятия портрета являются критичным, если не решающим фактором отношения к изображению, отвечая в конечном итоге за успешность всей предвыборной деятельности команды политика.

Евгений Потапов, Ксения Потапова

Оригинал статьи опубликован в Polls and Politics

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=11938

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 29.06.2020 | 16:52. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru