Александра Ряпасова: Милый, милый трэш
На вопросы ответила Александра Ряпасова, фотограф.
— Ваши работы стали заметными в инста-пространстве Екатеринбурга. Фотография — хобби или профессия?
— Я стремлюсь к тому, чтобы фотография стала профессиональной деятельностью, ничем кроме фото я сейчас не занимаюсь. По образованию я графический дизайнер, в дизайне проработала 10 лет. Верстка журналов, книг — всё это способствовало тому, что фотография мне «дается», особенно в плане обработки.
— Это многое сразу объясняет. Виден подход дизайнера, понятно, откуда коллажи…
— Дизайн за 10 лет мне немного поднадоел. Иногда я еще беру интересные журналы, разработку логотипов. Но это редко, сейчас всё моё время, свободное и несвободное, занимает фотография.
— Фотографов много, конкуренция высокая, не меньше, чем в дизайне. Фотографический бизнес по всему миру в стагнации и сильно просел…
— Я фотографирую два года, это небольшой срок для фотографии, я считаю. Работая в дизайне, я, конечно, имела дело с фотоаппаратом, иногда была и репортажная съемка. Но, к своему стыду, я фотографировала в режиме «автомат». Я не была увлечена фотографией. Чтобы узнать фотоаппарат, я пошла на курсы.
— К кому, если не секрет?
— Не секрет, у нас с Сашей Черепановым один учитель — Наталия Филипцева. Это фотошкола «Магнет» Станислава Белоглазова. Мне всё тогда объяснили. И благодаря своему учителю — а мы сейчас с ней дружим — у меня появилась прямо любовь к фотографии. Я не только на заработок смотрю, очень часто снимаю бесплатно. Не знаю, чтобы был драйв.
— Вы работаете с сервисом KAVYAR…
— Да, недавно…
— В чем стратегия? Денег много не приносит, гонорары там небольшие, и еще нужно платить за про-подписку?
— Пока это просто престиж. Приятно мне, приятно модели, приятно визажисту — всей команде. Приятно, конечно, когда фотографии берут на обложки. Во внутренний блок попасть проще.
Фотографии для обложек я снимала дома. Это не студия, не аренда. Я повесила кусочек бархата, и также с ведром. Это не то чтобы мой посыл, что для попадания на обложки не нужна студия, но и в этом тоже.
Публикация — еще одна ступень к известности, к узнаваемости. Они отмечают мои работы, я отмечаю их — иностранные фотографы, начинающие фотографы подписываются на меня.
— Если фотография — бизнес, то нужна стратегия? Кто-то разрабатывает тему фотопрогулок, ваша стратегия — визуальная. Яркие, чистые цвета, одним словом — дизайн фотографии. Кто покупатель «фото на обложку»? Кому продавать?
— Куда продавать. В нашем городе люди любят не только сказочные фотосессии — я, папоротник и лисичка у меня. Вот такой «милый трэш», как у меня, тоже востребован. Люди реагируют, и реагирует много мам юных моделей. Не то чтобы я делаю фотосессию с возможностью публикации в журнале. Я смотрю на результат — если получается интересно и можно отослать, то да. Мамы будут гордиться своими дочерями-моделями. Я могу снимать и свадьбы, и «беременные фотосессии»…
— Откуда такая любовь к чистым цветам?
— От живописи. До фотографии я писала картины маслом. Мне нравились вот прямо чистые, лаконичные цвета, широкие мазки, чтобы они были прямо фактурные. Из этого сложилось моё видение.
Начали ко мне обращаться сами девушки-модели, очень красивые. Начали писать: «Можно ли посотрудничать, поработать?» Вот где девушка со слаймом, тут серёжки — это коллаборация. И слаймы тоже изготавливали на заказ. Тут не столько про слаймы, сколько про серёжки.
Я не скажу, что я первооткрыватель, многие идеи я развиваю по-своему.
— За два года, что вы фотографируете, есть динамика роста интереса к подобному стилю?
— Да, конечно. У меня в Instagram был другой аккаунт, где были дети, семейные съемки. У меня его украли, я никак не могу его вернуть. Тот был более рабочий, в этом аккаунте я выкладывала творческие съемки. Тот аккаунт — спокойный, без трэша — прощай, буду работать в этом. И там уже больше тысячи подписчиков. Был такой приятный момент — мне позвонили из аэропорта ДОСААФ Логиново и пригласили на бесплатную съемку: «Там есть самолёт-«тигролёт», берите модель и фотографируйте». Я спросила: а как вы меня так выбрали? Они ответили: так у вас подписчиков больше тысячи!
— Ну это не совсем комплимент, и 100 тысяч подписчиков в Екб не редкость, 10-20 — вообще нормально. Вы, как дизайнер, когда кадр строите, применяете волшебное правило золотого сечения и прочие магические формулы?
— Интуитивно. Это как в дизайне расставлять картинки, за столько лет работы просто записано на подкорке.
Мне нравится погружаться в фотографию, в историю, придумывание образа, воплощение. Иногда бывает жуткое несоответствие того, что ты придумала в голове, с тем, что получается на выходе. Я не могу референсы же из головы достать.
Что касается стратегии — люди просят вот такую необычность. Я не говорю, что художественная фотография отжила свое, нет. Но люди пишут — о, я такого никогда не видел, и это круто. Я не первооткрыватель, мне нравится работать в таком стиле «лайт трэша».
<звонит телефон>
— Извините… Нет, спасибо, не надо…
— Банк?
— Да, не то слово… Если не секрет, сколько у вас сейчас стоит фотосессия?
— Не секрет, в зависимости от сложности, три с половиной — четыре… Нормальная цена по городу, репортаж дешевле…
— Вы поклонник какой системы?
— Canon… Я старовер! Зеркалка Canon — это мой второй фотоаппарат, я снимаю на кропе, 7D mark II. Я снимаю часто еще и репортажку. У него много мозга, он быстрый. Для меня важно ощущение большого аппарата.
— Вы сказали, что снимаете часто дома. Насколько это комфортно для человека — приходить к вам домой, в ваше личное пространство? Он видит ваши личные вещи, ваш быт, насколько ему удобно?
— Да, есть такое. Мы для удобства собираем студию у моего замечательного визажиста, Марии. Но иногда просятся ко мне. Почасовая аренда студии, особенно с детьми, не всегда удобна — дети начинают носиться, отвлекаться, иногда не успеваем сделать, снять именно то, что хотелось бы. Поэтому сейчас дома проходят семейные съемки. А такие вот, трэш — у визажиста.
Я предлагаю выбор — можно приехать и к вам домой, а можно в студии.
— Раньше была мода — если ты фотограф, у тебя должна быть своя студия. Потом — если ты фотограф, у тебя должен быть свой продакшн, и фактически сидело агентство, верстало и готовило к печати. Сейчас все сдают студии и работают в арендных пространствах. И если фотограф берет 4-5 тысяч за сессию, арендовать студию на два часа — это около трех тысяч — практически удвоить стоимость сессии…
— Вот! Можно исключить этот момент, получается экономия, и нужно приехать и снять дома, и попасть на обложку… У меня есть свет, который я таскаю с собой, он автономный, я с ним даже у Оперного снимала… Все оборудование достаточно мобильно — всё притащили, сняли. Можно, конечно, исключить студию (надеюсь, они на меня не обидятся, я тоже к ним часто хожу) для таких съемок.
— Для творческих проектов, для коллабораций, когда все работают бесплатно, студия становится нерентабельна, ведь за аренду вынь да положь.
— Действительно, это заинтересовало людей, студия отпадает в виде расходов дополнительных, и в принципе не ограничены во времени. Раз коллаборация — начинают предлагать сотрудничество визажисты, всем надо что-нибудь этакое в портфолио. У визажиста тоже начинает мозг работать как-то по-другому. Хочется яркости.
— Какая у вас задача максимум, как у фотографа?
— Чтобы был драйв от процесса. Для меня это чистый кайф от работы. И творчество — это образ жизни. По-другому я себя не представляю. В плане коммерческом — конечно же, зарабатывать больше денег.
Фотографии любезно предоставлены Александрой Ряпасовой https://www.instagram.com/aleksandra_riapasova/.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=12170