ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ: Дмитрий Здомский, фотограф

Информационный портал Korrman представил проект «ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ», часть первую, и одним из его героев стал фотограф Дмитрий Здомский. С любезного разрешения портала перепечатываю это интервью.

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ, автор фотографии: Алена Комарова

– Дима, как ты думаешь, почему одни люди читают книги, а другие вовсе не берут их в руки?

– Думаю, что это или случайность, когда человек, наткнувшись на интересную книгу, начинает ее читать и приобщается к чтению, или же тебя просто заставляют это делать. Например, когда я учился в начальной школе, родители заставляли брать в руки книгу, а позже это стало для меня чем-то естественным. Помню, каждый день я должен был прочесть 15 страниц, родители строго следили за этим, и только потом мне разрешалось все остальное – коньки, велосипед. Сначала мне это не нравилось, но когда год за годом ты читаешь книги, пусть даже по 15 страниц в день, ты все равно находишь что-то интересное для себя.

– Есть ли у тебя книга, любимая с детства, которую ты не устаешь перечитывать и она не утратила для тебя своей актуальности?

– В детстве была книга, которую я постоянно перечитывал – это «Орден желтого дятла» Монтейру Лобату. Очень любил «Винни-пуха» Алана Милна, «Сказки народов мира», особенно американские, запомнившиеся мне своими героями – водителями – паровозов, которые всегда героически погибали. В основном, книги из детства – это те, которые мне читали родители, бабушка с дедушкой.

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ, автор фотографии: Алена Комарова

– По какому принципу ты выбираешь книги сейчас?

– Сейчас я практически не читаю, потому что мне не нравится промахиваться, и в какой-то момент читать просто надоело. Сначала я перечитал всю школьную библиотеку, потом, увлекшись научной фантастикой, перечитал все книги в городской библиотеке, абсолютно все, что только смог найти на полках. Помимо этого читал книги, принесенные мамой – это Беляев, Ефремов, сам же я брал Гарри Гаррисона, любил Леонида Андреева. В нашей гуманитарной гимназии была очень пристрастная учеба, а харизматичная учительница литературы заставляла читать больше списка программных произведений. Я брал сборник рассказов и прочитывал за вечер. И все закончилось в 11 классе, когда я прочел всего Солженицына, я читал, читал, читал – и все…

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ, автор фотографии: Алена Комарова

– Может, столь интенсивное чтение напрочь отбило желание продолжать его?

Нет, просто в какой-то момент книги заменил гипертекст, уже в университете я написал курсовую и магистерскую работу по интернет-коммуникациям, я уже много читал с экрана и в распечатках, меньше покупалось книг, потому что книги стоили денег. Потом я решил, что буду покупать книги, которые мне нравятся, например, Довлатова, Буковски, Бэнкса, я собрал целую коллекцию, пока не понял, что мне не нужны все эти книжки. Ведь если я их люблю, это значит, что я их помню. Я просто взял и раздал две полки книг, оставлял их в «2КУ» и дарил друзьям. Мне кажется, что это правильно – прочитал, убрал, освободилось место, можно положить что-то новое.

– Часто ли перечитываешь книги?

Вообще, думаю, что есть смысл перечитывать канонические книги, например, «Мастера и Маргариту». Я сам проделал это раз двадцать, от начала до конца. Это мой рекорд. Эта книга затерта до дыр, она разлетается по страницам. Каждая встреча с этой книгой похожа на встречу со старым знакомым, то есть я знаю его вкусы, узнаю его манеры, предсказываю его поведение. Я смакую эту книгу. Достойна повторных встреч не только книга, но и ее автор. Довлатова могу читать бесконечно, наслаждаясь его лаконичностью его строк, многоточиями. Довлатов – интеллектуальный ковбой, выстреливающий меткими фразами. Как-то прочел в автобиографическом очерке, что Довлатов избегает повторного использования в предложениях слов, начинающихся на одну и ту же букву. Я тут же схватил первую попавшуюся книгу и проверил по строчкам, так ли это. Оказалось, что так.

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ, автор фотографии: Алена Комарова

– Как думаешь, какое отношение к литературе у сегодняшней молодежи?

Недавно я был в гостях у своего друга, которому 19 лет, и понял, что не читал большинство книг, стоящих у него на стеллаже. До этого, он постоянно подсовывал мне книжки, что-то советовал, делился впечатлениями. Позже выяснилось, что у него с книгами была такая же история, как у меня. Родители с детства заставляли читать, и сейчас этот человек действительно читает, уже не по принуждению, а по собственному желанию. Недавно узнал шокирующую цифру – говорят, 30% россиян думают, что Солнце – это спутник Земли. И если это действительно так, то пора уже строить виселицы и сжигать ведьм! И в то же время существует Интернет, глубокая информационная среда. Вообще любое образование сложнее навыков выживания, то есть образование – это то, что излишне, а чтение – не важнее выживания. Это излишество, к которому либо нужно приучать ребенка с детства, либо у него эта потребность возникнет сама. А само чтение – это не потребность, это искусственно выведенная потребность, также как, к примеру, кока-кола.

– Своим детям будешь прививать эту потребность?

– Я настроен также воспитывать своих детей, также как воспитывали меня, направляя их энергию в разные русла — в учебу, духовное и физическое развитие. Именно благодаря таким жестким методам я всегда находился в хорошей форме, как в физической, так и в умственной. Это было постоянное ограничение в каких-то глупых развлечениях, но приходило понимание, что книжки необходимо читать; что кроме сказок, есть и исторические романы, автобиографии. Когда взрослеешь, приходит этакая «русская тоска» – чего-то хочется, а чего не знаю. Может, выпить? А может, почитать?

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ

Проект Korrman — ЕКБ ЧИТАЮЩИЙ, автор фотографии: Алена Комарова

– Расскажи о том, КАК ты читаешь.

– Знаешь, когда накапливается стресс, я отключаю ноутбук, выключаю телефон, открываю любимую книгу и читаю. Это больше похоже на ритуал. Любой человек нуждается в некой гавани, в которую бросаешь якорь и на несколько часов забываешься, когда ничто другое не помогает. Алкоголь мне не помогает, а вот книга помогает. У меня в телефоне всегда с собой «Дневники» Буковски, «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя, произведения Стругацких – их «Стажеров» и «Парня из преисподней» я могу вспоминать постранично.

– Твои любимые книги – какие они?

– Первая книга, которую невозможно найти в магазине, я сам читал ее только в распечатанном виде – это «Нейромантик» Уильяма Гибсона. У меня был долгий период увлечения киберпанком, но не компьютерными играми, а образом мыслей. И герои Гибсона и герои киберпанка – это люди, которые отличаются от современных людей тем, что они еще более «гибкие», еще более приспосабливающиеся, они физически развиты, с фантастическими умственными способностями. Это был 2000-2002 год, когда Интернет был в новинку, и я, садясь писать магистерскую работу, я перечитывал «Нейромантика». Для меня эта была книга из разряда «сесть и перечитать». У Гибсона я читал массу рассказов, но они так или иначе пересекаются, и это одна из первых книг в жанре киберпанка, до этого был только Бетке. «Матрица», «Темный город», множество других фильмов и компьютерных игр вышли из его книг. И в качестве бонуса – тесное переплетение с азиатской культурой, которая всегда интересовала меня: это самурайские кодексы, лаконичность дизайна, их техники и технологии. Для меня это был коктейль из манящих и недостижимых вещей.

Вторая книга – «Компромисс» Сергея Довлатова, раннее его произведение. Это непрерывная борьба с самим собой, с профессиональным алкоголизмом, с комплексами, с любовью к разным женщинам, с условиями железного занавеса, с тоталитаризмом. Это компромисс между человеком, который не может не острить, молодым алкоголиком, циником и просто советским человеком, придавленным совком, глупыми ограничениями, отсутствием элементарных вещей. Очень подкупает жажда жить — одна женщина, другая женщина, самоирония, легкость отношения к проблемам, чувство юмора, скользящее к цинизму. Чтобы обладать такой довлатовской ироничностью, надо прожить, прочувствовать и осознать произошедшее с тобой, и, на мой взгляд, в этом заключена его огромная внутренняя сила.

Третья книга – «Железо, ржавое железо» Энтони Берджеса. Книга, похожая на «Сто лет одиночества» Г. Маркеса, книга-жизнеописание нескольких поколений. Здесь есть немного мистики, но больше всего жажды жизни, стремления выжить, оно просто сочится из страниц. Это проявляется в тех ситуациях, в которые попадают его герои – спасение главного героя во время крушения «Титаника», профессии и женщины, семейный бизнес, Первая и Вторая мировые войны, отношения с детьми, меч Короля Артура, долг перед страной и моральные принципы. Эти люди постоянно двигаются вперед, у каждого своя сверхзадача. Они хотят еще раз выпить, еще раз поесть, еще чего-то достичь, еще раз жить. Это очень красиво описано, просто, герои не бездушные роботы, они живые персонажи, эгоистичны, но человечные. Когда читаю книгу, возникает ощущение, что я бегу вместе с ними. Наверное, это те люди, с которыми я хотел бы дружить, я был бы горд, если бы я был бы знаком с ними. Некоторые их черты я вижу в своих друзьях, это люди разряда «еще хочу». Они хотят достичь внутреннего равновесия, выжить в «этой чертовой сковородке», продолжая уважать себя и окружающих. Они хотят жить в любых проявлениях. В книге много любви, много прощения, много приключений, эта книга без времени, которую я предлагаю прочитать каждому.

Источник, включая фотографии: http://korrman.ru/blog/post/id/1607.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=1491

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 25.04.2011 | 18:45. Соответствие Дмитрий Здомский, Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru