Эстетизация гоп-style’а

Сложный мир современного российского общества, среди прочих общественных слоев и страт, породил и выпестовал особую социальную среду, условно именуемую гоп-культурой. Культура эта, помимо создания собственных эстетических форм (например, песенных), требовала своего выражения и в общепризнанном культурном пространстве. Однако традиционные культурные коды сферы «высокой эстетики» отторгали «гоп-style», вытесняя его в область хтонических страхов за рамкой мира, достойного визуализации.

Одним из первых опытов введение этой культуры в легальное эстетическое пространство можно считать серию кинофильмов конца 90-х – начала 00-х годов, привнесших на киноэкраны образы «жизненных» брутальных головорезов. Апофеозом этого направления можно считать фильм «Бумер», претендовавший на выражение «всей правды» о социальной изнанке бытия. Однако, эта попытка не может считаться удачной: чересчур агрессивные образы не были восприняты эстетическим пространством и были возвращены «на дно».

На современном этапе мы наблюдаем вторую, более действенную и энергичную попытку культурной легализации феномена. Гоп-style вновь проникает в культурное и эстетическое пространство, но на этот раз – через позитивные образы и формы. В качестве примеров подобного внедрения можно рассматривать современные молодежные сериалы, такие как «Пацаны», или одну из линий в юмористической серии «Даешь молодежь». Здесь гопники представлены не в своей традиционной культурной роли «исключенного социального объекта», некоего внешнего социального ужаса, обитающего за пределами нормального мира и устраивающего на него своеобразные набеги, подобные «прорывам потустороннего зла» в фильмах ужасов, а в качестве нормальной части действительности, имеющей право на существование и не лишенной собственного очарования и шарма.

Другой пример — серия фотографий Дмитрия Здомского, созданная им для рекламной кампании торгово-развлекательного центра КОМСОМОЛЛ в Екатеринбурге. Здесь мы опять-таки видим легализацию брутального образа визуальными средствами. Плакаты не просто говорят нам «гопники существуют рядом с нами», их посыл шире: «быть гопником – не зазорно».

Следует отметить, что оба примера внедрения гоп-style имеют общую черту, а именно – определенное отстранение и нарочитое удаление от реальных носителей гоп-культуры. Это дистанцирование достигается за счет определенной подмены «настоящего гопника» его окультуренной копией.

При этом важным моментом является понимание того, что «культурный объект» все же не настоящий гопник, а изображение гопника, пусть и талантливое, но не идентичное оригиналу. Главным элементом, определяющим это отличие, является удаление из образа гопника изначально присущей ему агрессивности и опасности для окружающих. Именно это «удаление рисков», символическое лишение гопника опасности для окружающих и позволяет ввести этот образ в культурное пространство.

В телесериалах роль такого дистанцирующего элемента выступает юмористический момент. В фотографиях Здомского – возраст (очевидно, что люди за 40, это не настоящие гопники).

Возвращаясь к фотосерии Дмитрия Здомского, нельзя не отметить её определенное окультуривающее, можно даже сказать – педагогическое значение. В самом деле, серия не только призвана эпатировать, и за счет этого привлекать внимание к рекламируемому объекту. Этот мессидж рассчитан как раз на не-гопническую аудиторию. Самим носителям самобытной культуры он посылает совершенно иные сигналы, обозначая фарватер, через который они могут войти в мир традиционной эстетики. Фактически, серия задает определенную модель поведения, позволяющую гопнику стать своим в «обычном» мире среднего класса. Стратегия эта пролегает через включение в общество потребления, и, как следствие, отказ от неприемлемых в нем агрессивных и рискованных тактик поведения. Язык фотографии, совмещенной с рекламным слоганом, как бы говорит: «Перестань отжимать мобилы, начни покупать дорогие шмотки – и к тебе отнесутся, как к человеку. А гоп-style – это нормально».

Автор: Максим Сусоев, к.ф.н., специально для ФотоЕкб.

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Дмитрий Здомский, ZOOM ZOOM Photographers. Агентство "Мания величия".

Источник изображений: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.2533128652168.144572.1372081711&type=3

Ссылка: http://www.zoomzoomphoto.ru/

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=3259

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 24.10.2011 | 18:49. Соответствие Дмитрий Здомский, Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

3 Комментарий для “Эстетизация гоп-style’а”

  1. Сергей

    имхо, здесь не совсем про гопников. гопота на гелентвагенах не ездит) она обычно пешечком..

  2. Борисыч

    «Перестань отжимать мобилы, начни покупать дорогие шмотки – и к тебе отнесутся, как к человеку. А гоп-style – это нормально».

    ….мм… Сентенция – подрасстрельная.
    Ребятки хорошие! Это ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ опасно. Вы разве не видите внезапно разбогатевшее быдло? Везде !!!
    Вы что забыли, что наделала с русской культурой матросня с маузером?
    Нация и так пострадала от постоянной утечки мозгов, а Вы тут про норму???

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru