«Психологический портрет» Алексея Никишина
12 апреля 2012 года в Екатеринбургской галерее современного искусства стартовал фотопроект Алексея Никишина «В роли себя. Будущее зависит от тебя».
«В роли себя. Будущее зависит от тебя» – уникальная фотовыставка российского мастера современной черно-белой фотографии Алексея Никишина (Москва). В экспозиции представлено 50 психологических портретов неординарных личностей современности: музыкантов, актеров театра, кино и телевидения. Андрей Макаревич, Чулпан Хаматова, Игорь Кваша, Анастасия Волочкова, Кирилл Серебренников, Андрей Мерзликин, Владимир Спиваков, Ксения Собчак, Сергей Безруков. Партнер проекта – компания «МегаФон» (этот абзац – практически полный копипаст из официальной информации о выставке).
Что имею сказать я.
Во-первых, продолжает радовать галерея, как фотографическая выставочная площадка. Ровные, сильные проекты, серьезные фотографы, есть на что посмотреть и о чем подумать. Планку, можно сказать, задрали, но справляются, прыгают и прыгают выше головы:). Галерея прочно заняла нишу интеллектуального выставочного пространства в городе.
Посему мастер-класс Алексея Никишина в день открытия есть гораздо лучше, чем фуршет. Пища для размышлений важнее торжественного поедания салатиков и канапе.
Лично я получил огромное удовольствие от мастер-класса, в том плане, что всегда полезно сверить часы, так сказать, ну и основное – узнать что-то для себя новое. Алексей тактично оставил все новое на платную составляющую (что вполне логично), но и из рассказанного тоже можно сделать интересные выводы. Немного позже я отпишу отдельно, пусть мысль массу наберет.
Во-вторых, сама выставка. Вот что хотите, но портреты V.I.P. есть портреты V.I.P. Всегда сложно понять, кто главнее – известный человек в образе (или не в нем), или фотограф, создавший работу. Тут, конечно, оба виноваты в содеянном, но, обладая насмотренностью на родные телевизионные и глянцевые лица в разном исполнении, путаешься, кто есть кто в итоге. Тем более, количество контактов с изображением героя для провинциала гораздо больше, чем в живую, и сформировавшийся ранее образ есть следствие компиляции работ других фотографов, режиссеров, операторов и бильд-редакторов. Потому, не зная психологии героев проекта из-за отсутствия личного общения, можно только сравнивать, верить на слово фотографу, и доверять увиденному. И – чувство доверия возникает. Картинка после выставки изменяется, что-то пришло новое.
Ну и фотографическая составляющая на высоте, работы обязательны к просмотру, до 13 мая (завершающий день) уже не так и далеко, поспешаем.
Что было интересного: Алексей наснимал не меньше, чем пришедшие фотографы. Он с удивительной скоростью перемещался по залу и буквально косил всех короткими фотографическими очередями. Вообще, вечеринки фотографов, когда все снимают друг друга в фотоаппараты, есть мероприятия отчасти фантасмагорические, в этот раз guest star не отстал от резидентов, сделав фантасмагорию логически завершенной. Алексей агитировал всех за Инстаграм (он там @alexseynikishin, и, как положено звезде, соотношение тех, кто его смотрит к тем, кого смотрит он – 10 к 1:) ).
Я задал Алексею несколько вопросов, закончив все, как обычно, меркантильным, деньгами.
– Ваша выставка называется «Современный психологический портрет». В чем характерные особенности современного фотопортрета, к чему он пришел в ходе эволюционного развития жанра?
– Сложно сказать. «Современный» потому, что мы – здесь и сейчас, потому, что мы используем сегодняшние средства, и не используем те клише, правила и стандарты, которые были до нас. Мы стараемся собрать воедино разные свободные техники, разные смыслы. То есть, не просто классический портрет, когда стремишься показать, какой человек серьезный, умный. В этом, собственно говоря, и есть задача классического портрета, как у Надара или Наппельбаума, там четко и абсолютно понятно, почему человек так сидит и что хотел сказать автор, который, как правило, хочет сказать одно и тоже. Здесь мы можем объединять разные смыслы и «засовывать» их в жанр — «портрет».
– Вы снимаете технически классический черно-белый портрет на пленку. Это не противоречит идее?
– Я просто снимаю на пленку, хотя пленка не имеет никакого значения. Имеют значение картинки, которые мы видим. Это есть произведение искусства, а не, то что я снимаю на пленку.
– Но ведь пленка создает атмосферу прошедшего времени…
– Может быть и создает. Я не знаю. Атмосферу создает все, и оптика, на которую ты снимаешь, и свет, который ты ставишь. Я снимаю на среднеформатный «Роллейфлекс» и «узкую» «Лейку».
– Герои Вашего проекта, что они увозили из студии после съемки?
– Да ничего не увозили, уезжали просто, ждали пока я сделаю фотографию. В общем, есть люди, у которых есть мои портреты. А есть просто те, кто приехал на выставку на «Винзаводе», те, кто посетил открытие выставки. Но вообще они фотографии используют, в прессе, еще где-то. Мне не жалко. Ребята просто приезжали фотографироваться, а я смотрю, через три года у них эти работы висят в галерее.
– Имеет ли современная фотография перспективы как искусство и объект инвестиций?
– Я ничего не понимаю в деньгах, поэтому ничего сказать не могу. Я знаю, что фотография (если брать как произведение искусства, а не как товар) произведением искусства становится через какое-то время, когда ты понимаешь, что ты так уже не снимешь, и никто кроме тебя так не снимет.
Когда фотография становится уникальной, то тогда она становится и произведением искусства.
Любая фотография, снятая сейчас, прямо сейчас, может являться произведением искусства. Нужно понять, почему она является произведением искусства. И когда ты для себя выбрал такие критерии и можешь ориентироваться в этом, отбираешь фотографии во время съемки такие, которые сам никогда не повторишь. И со временем, лет через 10, понимаешь, что не только ты, но и никто другой их не повторит. Тогда все становится той, одной-единственной.
– Классическая схема: «Пока художник жив, его картины ничего не стоят…»
– По сути, да. Но понимаете, если взять любую из этих фотографий, ну вот эту (показывает на портрет Андрея Макаревича – мое прим.), то у Макаревича нет других портретов, кроме моего. Не потому, что я такой, и только я его снимал. Их много, просто нормальных нет. Нет таких, которые можно смотреть через 10 лет, и мы поймем, вот это – Макаревич, и он не позирует, он живой, настоящий, он не был снят для журнала «Советское фото». Вот это отдельно портрет Макаревча, вот так и надо делать фотографию. Ты ее ценишь только тогда, когда она уникальна.
Ну и немного традиционной неважной айфонографии:
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=4467
интересный парень без понтов, жанр у него выше похвал!