«Психологический портрет» Алексея Никишина

12 апреля 2012 года в Екатеринбургской галерее современного искусства стартовал фотопроект Алексея Никишина «В роли себя. Будущее зависит от тебя».

«В роли себя. Будущее зависит от тебя» – уникальная фотовыставка российского мастера современной черно-белой фотографии Алексея Никишина (Москва). В экспозиции представлено 50 психологических портретов неординарных личностей современности: музыкантов, актеров театра, кино и телевидения. Андрей Макаревич, Чулпан Хаматова, Игорь Кваша, Анастасия Волочкова, Кирилл Серебренников, Андрей Мерзликин, Владимир Спиваков, Ксения Собчак, Сергей Безруков. Партнер проекта – компания «МегаФон» (этот абзац – практически полный копипаст из официальной информации о выставке).

Что имею сказать я.

Во-первых, продолжает радовать галерея, как фотографическая выставочная площадка. Ровные, сильные проекты, серьезные фотографы, есть на что посмотреть и о чем подумать. Планку, можно сказать, задрали, но справляются, прыгают и прыгают выше головы:). Галерея прочно заняла нишу интеллектуального выставочного  пространства в городе.

Посему мастер-класс Алексея Никишина в день открытия есть гораздо лучше, чем фуршет. Пища для размышлений важнее торжественного поедания салатиков и канапе.

Лично я получил огромное удовольствие от мастер-класса, в том плане, что всегда полезно сверить часы, так сказать, ну и основное – узнать что-то для себя новое. Алексей тактично оставил все новое на платную составляющую (что вполне логично), но и из рассказанного тоже можно сделать интересные выводы. Немного позже я отпишу отдельно, пусть мысль массу наберет.

Во-вторых, сама выставка. Вот что хотите, но портреты V.I.P. есть портреты V.I.P. Всегда сложно понять, кто главнее – известный человек в образе (или не в нем), или фотограф, создавший работу. Тут, конечно, оба виноваты в содеянном, но, обладая насмотренностью на родные телевизионные и глянцевые лица в разном исполнении, путаешься, кто есть кто в итоге. Тем более, количество контактов с изображением героя для провинциала гораздо больше, чем в живую, и сформировавшийся ранее образ есть следствие компиляции работ других фотографов, режиссеров, операторов и бильд-редакторов. Потому, не зная психологии героев проекта из-за отсутствия личного общения,  можно только сравнивать, верить на слово фотографу, и доверять увиденному. И – чувство доверия возникает. Картинка после выставки изменяется, что-то пришло новое.

Ну и фотографическая составляющая на высоте, работы обязательны к просмотру, до 13 мая (завершающий день)  уже не так и далеко, поспешаем.

Что было интересного: Алексей наснимал не меньше, чем пришедшие фотографы. Он с удивительной скоростью перемещался по залу и буквально косил всех короткими фотографическими очередями. Вообще, вечеринки фотографов, когда все снимают друг друга в фотоаппараты, есть мероприятия отчасти фантасмагорические, в этот раз guest star не отстал от резидентов, сделав фантасмагорию логически завершенной. Алексей агитировал всех за Инстаграм (он там @alexseynikishin, и, как положено звезде, соотношение тех, кто его смотрит к тем, кого смотрит он – 10 к 1:) ).

Я задал Алексею несколько вопросов, закончив все, как обычно, меркантильным, деньгами.

– Ваша выставка называется «Современный психологический портрет». В чем характерные особенности современного фотопортрета, к чему он пришел в ходе эволюционного развития жанра?

– Сложно сказать. «Современный» потому, что мы – здесь и сейчас, потому, что мы используем сегодняшние средства, и не используем те клише, правила и стандарты, которые были до нас. Мы стараемся собрать воедино разные свободные техники, разные смыслы. То есть, не просто классический портрет, когда стремишься показать, какой человек серьезный, умный. В этом, собственно говоря, и есть задача классического портрета, как у Надара или Наппельбаума, там четко и абсолютно понятно, почему человек так сидит и что хотел сказать автор, который, как правило, хочет сказать одно и тоже. Здесь мы можем объединять разные смыслы и «засовывать» их в жанр — «портрет».

– Вы снимаете технически классический черно-белый портрет на пленку. Это не противоречит идее?

– Я просто снимаю на пленку, хотя пленка не имеет никакого значения. Имеют значение картинки, которые мы видим. Это есть произведение искусства, а не, то что я снимаю на пленку.

– Но ведь пленка создает атмосферу прошедшего времени…

– Может быть и создает. Я не знаю. Атмосферу создает все, и оптика, на которую ты снимаешь, и свет, который ты ставишь. Я снимаю на среднеформатный «Роллейфлекс» и «узкую» «Лейку».

– Герои Вашего проекта, что они увозили из студии после съемки?

– Да ничего не увозили, уезжали просто, ждали пока я сделаю фотографию. В общем, есть люди, у которых есть мои портреты. А есть просто те, кто приехал на выставку на «Винзаводе», те, кто посетил открытие выставки. Но вообще они  фотографии используют, в прессе, еще где-то. Мне не жалко. Ребята просто приезжали фотографироваться, а я смотрю, через три года у них эти работы висят в галерее.

– Имеет ли современная фотография перспективы как искусство и объект инвестиций?

– Я ничего не понимаю в деньгах, поэтому ничего сказать не могу. Я знаю, что фотография (если брать как произведение искусства, а не как товар) произведением искусства становится через какое-то время, когда ты понимаешь, что ты так уже не снимешь, и никто кроме тебя так не снимет.

Когда фотография становится уникальной, то тогда она становится и произведением искусства.

Любая фотография, снятая сейчас, прямо сейчас, может являться произведением искусства. Нужно понять, почему она является произведением искусства. И когда ты для себя выбрал такие критерии и можешь ориентироваться в этом, отбираешь фотографии во время съемки такие, которые сам никогда не повторишь. И со временем, лет через 10, понимаешь, что не только ты, но и никто другой их не повторит. Тогда все становится той, одной-единственной.

– Классическая схема: «Пока художник жив, его картины ничего не стоят…»

– По сути, да. Но понимаете, если взять любую из этих фотографий, ну вот эту (показывает на портрет Андрея Макаревича – мое прим.), то у Макаревича нет других портретов, кроме моего. Не потому, что я такой, и только я его снимал. Их много, просто нормальных нет. Нет таких, которые можно смотреть через 10 лет, и мы поймем, вот это – Макаревич, и он не позирует, он живой, настоящий, он не был снят для журнала «Советское фото». Вот это отдельно портрет Макаревча, вот так и надо делать фотографию. Ты ее ценишь только тогда, когда она уникальна.

Ну и немного традиционной неважной айфонографии:

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

"Психологический портрет" Алексея Никишина

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=4467

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 20.04.2012 | 14:45. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

1 Комментарий для “«Психологический портрет» Алексея Никишина”

  1. интересный парень без понтов, жанр у него выше похвал!

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru