Выставка крупноформатной фотографии «Blow-up»
Выставка широкоформатной фотографии «Blow-up/Фотоувеличение» работает в Музее истории Екатеринбурга с 12 июля по 26 августа. На экспозиции представлена, цитируя пресс-релиз, «уникальная коллекция «ручной фотографии» и фототехники, вобравшая в себя практически весь XX век».
Экспозиция представляет собой экскурс в широкоформатную аналоговую фотографию прошлого столетия. В зале выставлено 12 фоторабот, каждая из которых была отпечатана вручную с помощью увеличителя.
На «фотокартинах» в основном изображены люди («Свердловская мадонна», «Натурщица из Асбеста», «Свердловская семья»), уральские пейзажи и городские картины. Большинство выполнено в цвете, но интересно, что только две фотографии изначально были цветными: остальные – черно-белые и раскрашенные специальными красками. На первый взгляд разница между первыми и вторыми почти незаметна (кажется, что необычные оттенки – особенность цветопередачи пленки того времени), но при ближайшем рассмотрении можно увидеть едва различимые следы прикосновения кисточкой к бумаге. На многих работах стоит авторский знак «Леон» – подпись Леона Исааковича Зискинда, по словам куратора выставки Сергея Скробова, «одного из немногих мастеров Свердловска, работавших в уникальной технике большой печати и цветной ручной печати».
Помимо самих «фотокартин», выставка также иллюстрирует и процесс их создания. В зале можно взглянуть на павильонный фотоаппарат (огромная камера с объективом), разные модели фотоувеличителей (от общедоступных «Ленинграда» и «Харькова» до раритетного «Карл Цейса») и всевозможные материалы, сопутствующие печати и оформлению фотографий: линзы, краски, емкости для реактивов, фотопластин и серебряной эмульсии. Глядя на них, легко представить, насколько трудоемкой и продолжительной была работа фотографа над каждым кадром в XX веке.
В целом, экспозиция дает внятное представление о материальной, рукотворной фотографии – и светописи, и живописи одновременно.
Алёна Комарова, фото автора.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=5117