Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов
Когда я планировал фотографический уикенд в Праге, одним из пунктов стало общение с известным агентом фотографов Йозефом Павлейе.
Почему?
Институт Photographer Reps (Agents), хорошо развитый в США, более-менее развитый в Европе, практически неизвестен в России. Просто интересно было пообщаться с представителем такой важной фотографической профессии. Ну и полезно.
Через интернет я нашел одно из самых крутых агентств в Чехии, и списался с его основателем, Йозефом Павлейе. Он сразу согласился пообщаться. Договорились встретится в его офисе в Праге.
И вот, 29 июня 2012 года, мы с переводчиком стояли перед зданием, где находится офис Йозефа.
Адрес офиса: Františka Křížka 1, 170 00 Praha 7, Czech Republic. Прага 7 – это Летна и Холешовице, минут 20 пешком от центра Праги.
Здание, похоже, раньше было промышленным, а теперь это своеобразный творческий кластер: фотостудия, агентство, дизайнеры.
Фактически у Йозефа своеобразный холдинг: агентство Pavleye.com (artist management and production), агентство Pavleye Artandculture и фотостудия Letnastudios.
Разговаривали мы в фотостудии.
Первое, что привлекает внимание – вид из окна. Прага как на ладони.
Сама фотостудия большая, потолки высоченные.
Такой же оранжевый диванчик из ИКЕА у меня тоже есть:).
Это еще одна зона студии, с кухней и складом:).
На стеллажах – фотографические журналы и книги.
Я заранее нашел переводчика. На каком языке говорят в Чехии? На чешском. Но родной язык Йозефа оказался словацким. Но переводчик справился, хотя и несколько раз тактично мне намекал, что должен быть чешский:).
Вообще, Йозеф в какой-то степени пошел мне навстречу, так как в 17-00 в пятницу в Праге, да в жару, все уже разъезжаются по фазендам, а он героически приехал в офис.
Мы очень мило побеседовали где-то с час-полтора.
Я задал практически все вопросы, а потом он сам рассказал о том, что кроме того, что он является агентом фотографов, у него еще и агентство, которое занимается менеджментом культурных мероприятий, и последнее – это выставка Дэвида Лашапеля.
Он показал мне «внутренний» фильм-отчет: выставка, прием в честь фотографа, который давал мэр Праги, после приема они были в гостях у мэра. Кроме этого, Лашапель снимал в студии Йозефа.
Натурально, в фильме такой Лашапель среди сотрудников студии, что-то поет и всячески создает креативную обстановку. И все это – вот буквально три месяца назад.
Были и разговор о всяких околофотографических делах. Интервью я сделал на русском, потом его перевели на английский, и он его согласовал.
В общем, вот оно.
Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов
На мои вопросы ответил основатель агентства Pavleye Art and Culture (www.pavleyeartandculture.com) Йозеф Павлейе (www.pavleye.com).
— Насколько широко распространен в Чешской Республике институт представителей фотографов?
— Пятнадцать лет назад, когда мы только начинали заниматься фотографией, профессиональных фотографов в Чехии было около пятнадцати. В основном они снимали для рекламы и моды. Теперь их уже около сотни — а для Праги это много, потому что это все же маленький город.
Сейчас в Праге всего около трех-четырех агентов, которые представляют фотографов. Так сложилось, потому что это не приносит особого дохода, и поэтому работать агентом фотографов в Праге — это плохой бизнес.
— Можно ли оценить, какие фотографы наиболее часто сотрудничают с агентствами?
— Самое популярное направление — fashion-фотография и рекламная фотография, конечно, то, что приносит наибольший доход.
— Какие основные функции берет на себя Ваше агентство при работе с фотографами?
— Наше агентство делает абсолютно все: мы находим фотографам работу, заказы, занимаемся их продвижением, предоставляем финансовый сервис, делаем рекламную продукцию.
Я представляю таких фотографов, как Anna Mrazek Kovacic, Miro Minarovych, Susanne Spiel, Filip Slapal, Prasad Naik. Так же я являюсь агентом европейского фотографа Курта Сталлерта (Kurt Stallaert), который работает для американского рынка. Он занимает пятую строчку рейтинга.
— Как агентство ищет фотографов для сотрудничества? Существует ли какая-то система поиска талантов и новых лиц? Можно ли оценить количество отсеянных фотографов?
— Я всегда почувствую новый талант, если увижу его. Это мой вкус, мое понимание.
Обычно из 30 фотографов выбираю только одного. Есть агентства, которые работают со множеством фотографов. У нас мало фотографов, но все они очень талантливые и настоящие профессионалы. Я отбираю талантливых фотографов не только чувством, мне также важно, чтобы фотограф каким-то образом смог наполнять тот стиль, в котором он работает, показать свое портфолио и некий концепт.
— Специалисты Вашего агентства оказывают влияние на творческий процесс фотографа?
— Что касается творческого процесса фотографов, то в каждом случае мы с ними этот вопрос очень подробно обсуждаем. Мы разговариваем о том, что сейчас в тренде, что именно их интересует.
Когда фотографы хотят привнести в свое творчество что-то новое, то мы обязательно об этом разговариваем, и в итоге нам удается договориться. Это совместная работа агента и фотографа.
— Бывают ли ситуации, когда видение фотографа не совпадает с видением заказчика, и как агентство выходит из подобных ситуаций?
— Такое случается очень редко. Ведь фотографа выбирают по его портфолио, и заказчик сразу ориентируется на тот стиль, в котором работает фотограф. И если видение фотографа и заказчика не совпадает, то эта работа будет просто переделана. В каждом случае заказчик будет всегда прав. А если будет уж очень вредный заказчик, то работа с ним просто прекратится.
Заказчик выбирает из трех-четырех фотографов.
— Заказчик всегда прав?
— Не всегда. Если заказчик слишком вредный и придирчивый, работа с ним будет закончена.
— Бывают ли конфликты с фотографами, основа которых — творческие разногласия?
— Иногда могут возникнуть конфликты, если речь идет о каком-то креативном процессе. Я не тот человек, который будет говорить о креативности с фотографом, потому что мой взгляд — это мой взгляд, моя мысль — это моя мысль. Всегда важно поддерживать стопроцентно фотографа в его творчестве и не указывать, что ему делать.
— Чешская фотография является очень самобытной в творческом плане. Учитывается ли история и стилистика при работе над международными проектами?
— О коммерческой фотографии нельзя так сказать, в ней история идет на втором плане. А вот просто в творческих фотографиях вы, конечно, можете увидеть эту чешскую самобытность.
Коммерческая фотография никакого чешского фундамента не имеет, ведь она появилась лишь в 1989 году, после падения коммунизма, когда возникла коммерческая фотография как таковая. Думаю, в Советском Союзе было то же самое.
— Известные российские фотографы говорят, что если они снимают на европейский манер, то их не нанимают, потому что проще нанять европейского фотографа. Издатели ищут уникальный взгляд, им нужен именно русский взгляд.
— Да, это правда. Но все зависит от того, в каком стиле сделана фотография. Может быть, это актуально для арт-фотографии, для концептуальной или документальной фотографии.
Например, для fashion-фотографии уже не важно, из какой страны фотограф.
Конечно, по фотографии можно определить, европейский это фотограф или нет. По стилю фотографии сразу видно, что фотография, например, из журнала ELLE и сделана в европейском стиле. А человек, не посвященный в это, никогда не определит, что фотография была сделана индийским фотографом. Но тот, кто разбирается в фотографии, сразу же вам укажет на различия: у этой модели абсолютно иной мейк-ап — у нее макияж другой и стиль абсолютно иной.
Тут важнее для издателя, что за аудитория будет у фотографии, в каком регионе она будет опубликована.
— В условиях конкуренции насколько услуги агента облегчают работу фотографа? Выгоднее получать заказы через агентство или самому искать их?
— Во-первых, работать с хорошим агентством, с хорошим агентом — это вопрос престижа.
Во-вторых, фотографу совсем невозможно одновременно сосредоточиться на каком-то творческом процессе и в то же время искать себе заказы. А когда агент занимается поиском заказов и выстраивает отношения с заказчиками, тогда фотограф может полностью сфокусироваться на своей работе.
— Бывают случаи, когда одно агентство «перекупает» фотографа у другого? Или переход от одного агентства в другое — это дело фотографа?
— Такое возможно. Бывает, что перекупают или переманивают фотографов из одного агентства в другое.
Но я не верю в просто подписанные договоры между фотографом и агентом. Главное — это обоюдное желание работать вместе. И договор работает лишь в том случае, когда есть устные договоренности и желание работать вместе. Вот в это я верю.
— Есть ли перспективы дальнейшего развития профессиональной фотографии как бизнеса в мире?
— Наверное, будущего у такой профессии, как профессиональный фотограф, все-таки нет, потому что постоянно появляются новые технологии. Пройдет 20–30 лет, и технологии CGI обновятся. Так что коммерческую фотографию рано или поздно заместит компьютер. В тот день, когда вы сможете заменить человека компьютером и когда вы получите человека, смоделированного в компьютере, который выглядит точно так же, как на фотографии, — вот тогда и перестанет существовать профессия профессионального фотографа. Я реалист.
Например, это уже касается предметной съемки: сейчас уже дешевле не фотографировать, а просто делать картинки в 3D. В прошлом году на фестивале в Каннах гран-при выиграла компания «Самсонайт», работа которой была сделана полностью в 3D.
Поэтому мы диверсифицируем бизнес: кроме фотоагентства, у меня есть еще одно — Artandculture. В этом году мы делали фотовыставку Дэвида Лашапеля, это была самая большая его мировая экспозиция, с афтерпати на 2000 персон.
С Мишелем Комте будем делать выставку в этом году в Братиславе, в Словакии. Также на следующий год планируем выставку Марио Тестино. В общем, на ближайшие три года у меня есть идеи, чем заняться.
— А Вы сами фотографируете?
— Только голых девушек
— Когда Вы стоите рядом с такими именитыми фотографами, например с тем же Дэвидом Лашапелем, у Вас дыхание не замирает?
— Нет, наоборот. Я себя чувствую вообще отлично рядом с ними.
И тут английская версия: http://photoekb.ru/?p=5156
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=5130
ого! может возьмешся у нас на Урале за такую работу?
Средняя ставка Photographer Rep в Европе – до 30 процентов от дохода фотографа, но там съемка стоит для журнала тысячи евров. А чтобы наших на запад продвигать, нужен ресурс, в том числе денежный.