«Перевес» в Доме Метенкова
Вчера был на открытии выставки молодых фотографов «Перевес».
Впечатлений масса, попробую структурировать и поделиться.
По впечатлениям в целом. Выставка очень депрессивная. Грязь, алкоголики, наркоманы, бездомные, облезлые стены, убогие интерьеры. У меня было ощущение, что вернулась «Маленькая Вера», для тех, кто помнит. Черпать идеи и вдохновение в повседневности, наверное, логично, но видеть в ней только неустроенность – странно.
Повторюсь, ощущение, что попал в начало 90-х, когда была модной «чернуха», разве сейчас она в арафатках, а суть не изменилась.
Какое-то беспросветное болото, безысходность, обреченность. Возможно, это и есть отражение современной реальности, когда социальные лифты отключены и разобраны, но уж чересчур.
Может быть, это обусловлено критериями отбора. Если говорить о разнообразии приемов и визуальных исканий в рамках одной серии, когда разные фотографии объединены в нечто целое, то, переходя на следующий уровень и объединяя серии в выставку, получается тоска и скрежет зубовный.
Полное ощущение того, что задача была – опять искать эпатаж через бытовуху-кровушку, через драное белье и мутные стекла.
Удивительно, что молодые фотографы отключили в своих зеркалках и цифромыльницах опцию «доброе, светлое, вечное», и исследуют себя, любимого, только через конфликт грязи с худшим, и даже не задумываются над борьбой хорошего с лучшим.
Отдельно: две серии (это голые юноши и девушки на природе и пары в кроватях) стопроцентная аллюзия на фирменные «эсквайровские» проекты, когда какой-нибудь человек с фотоаппаратом в руке изо дня в день снимает одну и ту же категорию в разных местах и с разными людьми, наполняя значимостью пустые пространства, но при этом полностью теряя исходный смысл фотографии. В серии может быть пять, десять, сто, тысяча фотографий, художественная же и эстетическая ценность находится в параллельном пространстве и с фотографиями если и встречается, то только по касательной или рикошетом. Типа, раз все снято до нас, одолеем измором, заставим искать несуществующее.
Возвращаясь: если фотограф должен видеть и строить кадр, то тут фотограф должен думать о серии, методологии отбора работ на конкурс, одним словом, искать вдохновение вне изображения.
Вообще, без пояснений и без какого-то текста, относящегося к серии, к автору, фотографии «не играют». Наверно, это беда всех репортажей – в них фотографии не живут вне контекста события. Но контекст существует заранее, так как событие произошло, оно имеет как минимум временное и пространственное положение и содержание (где, когда и что произошло), и фотография есть фиксация его. Здесь же многочисленные репортажи о несуществующих событиях. Фотограф сначала придумывал (искал) контекст, а потом – делал иллюстрации к нему, и низкая значимость контекста усиливает стремление сделать изображения более весомыми, чем они есть на самом деле. Ничего нигде не происходит, и в итоге исследуются взаимосвязи статичных, привычных вещей. Жонглирование слагаемыми.
Фотографы снимают тонкий слой стружки, исследуют открывшуюся поверхность, не задумываясь, что строгай – не строгай, дерево оно и есть дерево.
Возможно, каждая серия, сама по себе, в рамках индивидуальной выставки, смотрелась бы более-менее прилично, но вместе – удручающе.
При этом, практически у каждого представленного фотографа есть «цепляющие работы», здесь к кураторам претензий нет. Правда, есть ощущение, что часто и технический брак и случайно получившиеся картинки получили статус «да, это оно!».
Здесь, наверное, должен следовать большой абзац про «думающих фотографов», концепутальность, нью-вижн и прочее. Сложно иногда отличить, на самом деле, концепт он ошибки.
Фотография должна быть самодостаточной. Если перед просмотром фотографии или после него необходимо разъяснять, что же это было-будет, то лучше не надо. Так вот, на выставке самодостаточных фотографий почти нет. Перфоманс, комикс, репортаж, тест камеры, все, что угодно, но не фотография.
Правда, у меня есть сомнение, кажется мне, я сейчас круглое перетаскиваю и квадратное катаю, так как смысл не в фотографиях, а в чем-то ином.
Теперь о добром.
Несомненно, практически все фотографы «видят». Половина – видит за внешним суть. Половина от половины – может это снимать. И как раз для того, чтобы понять это, надо смотреть всю выставку в целом.
Далее, массово «продавать» на запад, в европейскую культуру, мы можем только наше «пролетарское» фото. Нашу неустроенность, нашу убогость, наши нереализованные возможности, то есть, эстетику цепей победившего пролетариата. Такую смесь малолитражных закрытых пространств для проживания с желанием покорить мир, вернее, желанием, чтобы мир пришел и покорился сам.
На нашем фоне внутренняя свобода западного художника приобретает иное значение, но в целом повышает стоимость и нашего предложения. Российское массовое конкурентоспособное предложение – именно в экспорте пролетарских ценностей.
Итог. Сходить на выставку надо. Кому-то посмотреть, как надо снимать, кому-то – как не надо.
Для зрителя пища есть, как визуальная, так и на «подумать». Событие однозначно.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=545
[...] я излагал свои первые впечатления о выставке, одновременно я уже собирался сходить на выставку еще [...]
Ооо..в Метенкове просто обожают чернуху, все эти темы связанные с дет домами, обиженными, униженными, больными. Когда была более юной, ходила на эти так называемые «Четверги», дак вот, они там всем просто твердили: снимайте в дет домах, в домах престарелых, это же типа так круто, и блабла.» Кто им приносил такого такие работы, «а-ля концептуальные», они вообще захваливали до умопомрачения, а что то другое на другие темы никогда не принимали. Такой брееед. Такое все прогнившее.
[...] Попытаюсь объяснить. Я в свое время писал о выставке «Перевес», о молодой фотографии России, которая была наполнена [...]
[...] не есть свойство только молодой российской фотографии. Есть на земле американской мастера, которые как [...]