Максим Лоскутов: Портретная фотография как способ общения с человеком

На мои вопросы ответил Максим Лоскутов.

Максим Лоскутов

Максим Лоскутов

– Что есть портретная фотография?

– Для меня портретная фотография – это способ общения с человеком, и фотография – только результат этого общения. Интересна она тем, что инструментарий здесь совершенно иной, а не только техника и приёмы съёмки. Решая любую задачу, мы, так или иначе, выбираем инструменты, способ, подход к ее решению.

– Что такое «задача» в портретной фотографии?

– Для чего этот портрет нужен и кому он нужен. На самом деле, здесь несколько есть точек. Грубо говоря, есть треугольник: фотограф, модель и зритель. Но этот треугольник может стать линией (или даже точкой): можно считать модель и зрителя одним человеком, например. Задача, в том числе, формулируется и здесь: о чем рассказывать, о ком рассказывать и кому рассказывать. И, конечно, кто рассказывает, собственно говоря, фотограф.

– Из практики: кто чаще всего формулирует, ставит задачу? Например, в сериях?

– Если говорить о конкретно этой серии, то это делаю я. Но может быть кто угодно. Серия мне интересна как своего рода исследование. В ней я очень ограничил себя в средствах и условиях для съемки, но разнообразил в людях. И за счет этого я вижу какие-то закономерности, какие-то интересные моменты в людях.

Например, в работе с эмоциональными людьми и, наоборот, с очень спокойными, получается разный процесс, получаются разные подходы. Есть эмоциональные люди, и тогда в ходе сессии, при буре эмоций, получается 20-30 фотографий, абсолютно разных. Для этого ты, в общем-то, делаешь очень мало: поддерживаешь общение, контакт с человеком, но он сам по себе раскрывается. Таких довольно много. Есть люди «скульптурные», очень спокойные, сдержанные. С ними совсем по-другому съёмка идёт, а при выборе снимка, который пойдёт в серию, тоже другие мысли возникают.

Можно по-разному работать с теми и с другими, можно и эмоционального человека показать скульптурно, спокойно. Это очень интересно, между прочим, потому что его мало кто таким видел.

– Сколько за «один подход» ты делаешь фотографий, сколько потом отбираешь из сессии?

– Очень по-разному. Штук, может, от 20 до 80. Все зависит от конкретного человека. С кем-то совершенно нормально можно долго работать: и человеку комфортно, и тебе комфортно. А с кем-то понимаешь, что лучше сделать поменьше. Просто видишь, что человек начинает уставать.

Бывают случаи, когда чувствую, что меня не хватает в контакте с человеком, не всегда контакт складывается на все 100%. Не всегда твои ожидания могут соответствовать тому, что ты получаешь. Может быть твоя ошибка, а где-то это может быть совершенно нормально. Это опять же вопрос выбора инструментов, в том числе.

Здесь речь не об инструментах технических, а об инструментах общения. Когда человек обратился к тебе, что хочет портрет, тогда и начинается твоя с ним работа. И то, как ты себя поставишь, построишь общение — это будет влиять на результат работы больше, чем то, какой ты выберешь объектив, какой поставишь свет. Важнее, каким к тебе человек пришел, с каким настроем…

– По итогам работы людям нравится то, что ты делаешь?

– Большинству – нравится.

– Заказчики говорят о том, для чего эти портреты? Банально, выставить в соцсеть, напечатать фотографии на стенку? Есть у клиентов какое-то понимание, зачем они фотографируются на портрет?

– Кто-то печатает действительно, было несколько случаев, когда говорили, что хотят напечатать и подарить родителям. Для меня это показательный пример: человек хочет свой портрет подарить родственнику, значит, не зря всё это. Большинство, наверное, просто в соцсеть, а насчёт понимания не знаю – у каждого какое-то своё, видимо.

– Для тебя портретная фотография, в первую очередь, это творчество или способ зарабатывания денег?

– Серия портретов, о которой мы говорим, бесплатна изначально.

– Но если говорить о фотографии, как о профессии, где пересечение творческих портретов и бизнеса?

– Долгая фокусировка на портретах начала давать отдачу, появляются те, кому это интересно уже применительно к коммерческим задачам.

– Как хороший портрет может участвовать в решении абстрактной коммерческой задачи в нашей среде, в городе, например? Обычно, когда в журнале публикуют интервью, нужна фотография, но это мало имеет отношения к портрету, скорее, это иллюстративная часть. Именно портрет, как мы его понимаем, как раскрытие человека, какое может быть коммерческое значение?

– Портрет может представить человека, а представление человека может быть очень важно, когда люди или организации ищут себе совершенно конкретных клиентов. Они хотят видеть характер клиента, который к ним обратится, и они могут, допустим, показать характер своих клиентов, это может быть важно на самом деле.

В своё время была задумка снять серию портретов людей, которые ищут жильё в аренду, подобную серии простых портретов. Выставка работ должна была быть приурочена к запуску сайта для поиска жилья в наём, без посредников.

Проблема в том, что на рынке аренды жилья основные игроки – посредники, которые мешают встретиться арендаторам и собственникам жилья лицом к лицу. Суть идеи была в том, чтобы для начала решить проблему наглядно: если тебе не все равно кому сдавать квартиру, ты можешь прийти на выставку и посмотреть в глаза каждому участнику проекта. Как на сайте, только честнее и душевнее. За время работы выставки, сайт должен был набрать аудиторию и начать работу в штатном режиме. По сути, могла бы получиться рекламная кампания для онлайн-сервиса с одной стороны, а с другой, возможно, несколько семей нашли бы себе квартиру, а несколько собственников – арендатора мечты. Авторы идеи этой рекламной кампании – ребята из агентства LIFT. Ко мне же они обратились с предложением поснимать людей так, как я это обычно делаю. Если бы идею утвердили – получился бы интересный проект.

– В современном мире, фотограф имеет право воспроизводить чужую идею, или все-таки он должен искать что-то свое?

– Зависит, наверное, от того, кем ты хочешь стать. Мы в любом случае воспроизводим периодически что-то чужое, но полное и дословное копирование каких-то высказываний — оно не формирует тебя самого. Ты можешь это делать, никто не может тебе взять и запретить, но ты останешься вторичным в любом случае. Когда ты вносишь что-то свое, когда в портрете есть еще и ты, и это читается, и, хотя этого очень сложно добиться, это, по-моему, задача максимум для фотографа. Тогда он может снять что угодно, но все равно все скажут, что снял он.

Почерк, стиль, писать так, как никто другой не напишет, хотя, может быть, писать о том же.

Рассказывать о том же, но по-своему. Это, самое сложное из того, чему хотелось бы научиться. А воспроизводить — вся визуальная современная культура основана на том, что уже было сделано, и как-то это все переваривается, перемалывается, пересказывается заново. Полное копирование не по мне, по крайней мере. Хотя я не исключаю момента, что где-то со мной это тоже может происходить.

– Ты снимаешь серию. Есть планы закончить ее выставкой, фотокнигой?

– У меня постоянно меняется отношение к этому. Сначала у меня не было никаких планов. Началось все довольно спонтанно: я сделал пару фотографий разных людей с одинаковым светом и более-менее одинаковыми условиями. Потом подумал: почему бы не сделать серию? Без каких-либо «задних» мыслей. Эксперимент пошел, начало получаться что-то. Была идея сделать какую-нибудь выставку. Потом подумал, какая ценность этой выставки будет для обычного зрителя или еще кого-то? Я не могу пока для себя ответить на этот вопрос.

– Какие чувства можно пробудить такими работами?

– Мне нравится, когда зритель начинает исследовать портреты, задумываться над ними. Когда начинает их читать пытаться по-разному.

– Какой комментарий от незнакомого человека под фотографией в соцсети был бы самым приятным?

– Кто-то мне написал, что это – интеллектуально. Мне понравилось, хотя я не уверен, что это так.

– Что ожидается в будущем?

– Мне бы хотелось сформировать какой-то собственный подход, продукт в какой-то степени, который предлагать, показывать. Не браться за все подряд, лишь бы заработать денег, а создать какую-то собственную целостность. Научиться рассказывать по-своему. Мне очень нравится, когда фотограф или объединение фотографов предлагают цельный собственный продукт: он узнаваемый — это важно, он ИХ, в нем много ИХ, много автора. Хотелось бы найти себя, предлагать что-то своё. Как портретному фотографу, хотелось бы. Много что хотелось бы, но у меня нет пока каких-то серьезных достижений, чтобы я мог говорить, что я уже пошел по определенному пути.

– А что считается «серьезным достижением»?

– Наверное, когда смогу что-то новое сказать. Оставить след в профессии. Стать известным по аудитории, по спросу на себя. Создание узнаваемого, на что будут ориентироваться – тоже критерий.

– Является ли критерием признание коллег-фотографов?

– Только определенных. Евгений Литвинов, Дима Здомский, Андрей Калугин. Из «наших», наверное, все. Да, еще Леонид Леонтьев.

– В Екатеринбурге нужно профессиональное объединение фотографов?

– Наверно да. Я не знаю, насколько это могло бы быть полезно лично для меня сейчас, но для профессии, для индустрии — конечно, да. В любом случае, необходимы обмен опытом и формирование стандартов качества.

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Фотография Максима Лоскутова

Посмотреть всю серию: http://maximloskutov.com/tagged/svp

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=6584

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 09.09.2013 | 14:00. Соответствие Интервью, Максим Лоскутов. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

3 Комментарий для “Максим Лоскутов: Портретная фотография как способ общения с человеком”

  1. [...] начале сентября 2013 года я брал интервью у Максима Лоскутова. Очень хороший и талантливый [...]

  2. [...] Maxim Loskutov. Portrait Photography as a Way of Human Interaction (in Russian). 2. Simple Portraits. 3. Announcement on the Simple Portraits Exhibition on Yekaterinburg Gallery [...]

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru