Дмитрий Здомский: Фотография — это спекуляция на мнимых потребностях

Предлагаю вашему вниманию интервью с Дмитрием Здомским. Об «Инстаграме», фотокнигах, судьбах Екб и профессиональной фотографии. Но главный повод – выход в свет его фотокниги «Один год с айфоном» http://www.blurb.com/books/4710426-1yi.

Дмитрий Здомский: Фотография — это спекуляция на мнимых потребностях

Дмитрий Здомский

– Почему ты, профессиональный фотограф, решил уделить столько внимания айфонографии, вплоть до фотокниги?

– Когда вышел четвертый айфон, я окончательно понял, что существует разделение между повседневной фотографией и профессиональной, той, которая делается на заказ за деньги: спортивной, репортажной или рекламной. Работая фотографом, я на отдыхе, и в повседневной жизни никакую камеру в кармане с собой не таскаю…

– Почему?

– Она «не носится» у меня. Конечно, есть пара пленочных камер, «дальномерка», «зеркалка» Canon, цифровая «единичка» зеркальная с бустером. Я покупал Canon S95 как карманную камеру, маленькую. Некоторое время я ей снимал. Но получается колоссальный зазор… Кажется, что с точки зрения жизни он небольшой, но… Ты сначала снял на мыльницу, ну что-то увидел, у девушки юбка задралась или кошка смешно сидит. Но чтобы показать это людям, нужно принести домой, скинуть, немного подтянуть, добавить контраст чуть-чуть, и только потом выложить на «Фейсбук» или на flickr. А с айфоном, особенно когда четвертая версия появилась, ты достал из кармана, одно движение — разблокировка, и второе движение — ты уже снял.

– Но у него, как и у любого смартфона, так себе оптика?

– У айфона хорошая оптика.

– Но априори оптика смартфонов не сопоставима с параметрами хорошего объектива?

– Да, смартфон не может соперничать с профессиональной оптикой. Но момент ловится только айфоном. Первый мой опыт — это 2008 год, я приезжаю в Сайгон, с собой — единичка цифровая. Пока ты достаешь эту камеру из кофра, наводишь ее вдоль улицы — и люди просто пригибаются, словно увидев снайпера.

– Печатные издания стали использовать фотографии из «Инстаграма», вплоть до первых полос. В печатных СМИ идет сокращение профессиональных фоторепортеров, не говоря о сетевых, где иллюстрации из «Инстаграма» — обычное дело.

– Здесь есть два разных варианта ответа. Действительно, вот мероприятие, на нем 50 человек с айфонами и всего два-три человека с «нормальными камерами». Невозможно оказаться в 25-ти разных местах одновременно. Плюс у каждого зрителя с айфоном присутствует свой богатый внутренний мир. Плюсом – собственное видение: у кого-то более явное, у кого-то менее. Соответственно, один профессионал не в состоянии заменить полсотни людей, он не может уловить момент настолько многофакторно. Желание работодателя сэкономить на этом вполне логично.

Я как совладелец фотобизнеса могу сказать, что это нормальная экономия на издержках. Почему бы не взять случайно подвернувшегося фотографа и не заплатить ему 1/10 от гонорара профессионального, получив такой же результат, если качество устраивает. Но профессионалам, конечно, обидно. Подобная ситуация ранее была в интернет-журналистике. Все, кому не лень, смогли писать на сайты, ЖЖ и другие. Тоже сначала кто-то взвыл, что язык гибнет. Но не погиб же он, а видоизменился. Есть колумнисты, которым платят, а есть те, кто не получает денег.

И если вы хотите заработать, вам нужно начать что-то делать еще, учиться, еще раз учиться. Не хочу обидеть профессиональных фотографов. Я очень уважаю людей, которые вкладываются в профессию и технику, сам так делаю.

Вот интересный пример: есть профессиональные военные, которые охраняют президента, служат по контракту и воюют сейчас в горячих точках. А есть охранники в супермаркетах. И те, и другие одеты в камуфляж в некоторых случаях.

Но профессиональный фотограф в горячей точке, на месте стихийного бедствия, профессиональный фотограф, идущий на Эверест, профессиональный фотограф в спорте или в Белом доме — он по-прежнему остается им. Однако профессиональный фотограф в одном из 50 порталов Екатеринбурга — это величина в разы меньшая. И, соответственно, лишний пафос надо просто скидывать с себя. Потому что между мной, типа «профессиональным фотографом» в Екатеринбурге, и официальным фотографом Белого дома все-таки есть огромная разница. Между мной и военным фотографом-профессионалом, который дважды ранен, был в плену и плохо спит по ночам — тоже есть разница. И поэтому он — профессионал, а я не очень. А есть люди, которые еще более примитивны в этой профессии.

Институт профессиональных фотографов проходит фильтрацию. Я не хочу никого обидеть, кто был уволен откуда-то, но, блин, ребята, так бывает, мы тоже можем обанкротиться.

– Но ведь «Инстаграм» явно убивает институт профессиональной фотографии в целом, вот — папарацци, которые зарабатывали огромные деньги. Как они могут соперничать теперь с самими селебрити, выкладывающими свои фотографии в Сеть?

– Так это желтая пресса. Это частное проявление. «Инстаграм» — явление современности, бесспорно, но фотографии еды…

– Еда, ноги, селфи…

– Я сейчас просматриваю этот раздел, чтобы ознакомиться… Особенно потрясающей популярностью обладают азиатские публичные актрисы. Но не в смысле порнозвезды, а певицы, телеведущие … Ну тайский язык, у них там 50 тысяч лайков, хотя вот она с мамой, не накрашенная, «я с чашечкой кофе в студии перед эфиром». Это реальное явление. Но это разновидность того, во что переросла желтая пресса. Люди хотят подсматривать друг за другом, так же как и всегда. Когда-то эту роль выполняли бульварные книжонки и желтая пресса, потом информационные порталы, а сейчас — «Инстаграм».

Я, поездив, на чемпионат России в Москву и на чемпионат в Питер, скажу следующее: несмотря на то, что у всех есть телефоны с камерой, фотографировать в процессе и снимать видео — это просто отдельный труд. Когда мы говорим о таких ситуациях — военная фотография, спортивная, когда люди заняты подготовкой к выступлению. Если это спорт, при постоянных переездов с места на место, участники соревнований либо отдыхают, либо тащат свое снаряжение, им некогда фотографировать. Фотограф тащит и свое снаряжение, и еще бежит впереди.

Интересно, что в плане современной спортивной фото- и видеокультуры я вижу абсолютно другой пример: повальное увлечение слоу-моушн (замедление движения в видео), это технически усложняет процесс в разы. Это дороже. Нужно думать лучше, потому что скорость движения — непривычная для человека, нужно прогнозировать иначе. Глядя в спортивную фотографию, я, например, неотвратимо понимаю, что мне нужен 1DX, либо Sony, либо 1 DC, чтобы соответствовать определенному уровню и конкурировать с европейскими ребятками, мне нужно полмиллиона на апгрейд, и вовсе не GoPro.

Я считаю, что это абсолютно классно. Я в своей работе еще не могу реализовать эту штуку, но очень хочется.

– Так зачем вкладываться, если можно получить тот же эффект бюджетными средствами, да еще и в качестве, которое вполне пригодно для получения миллионов лайков в сети?

– Фотограф должен совершенствоваться, он должен стать другим. Есть такой нюанс. Есть ситуации, когда 4 современные камеры в десятки раз превосходят 14 камер афйонов.

Например, использование такой техники, которой нет у айфонографа. Допустим, я тот профессиональный фотограф, который снимает мероприятие. В моем распоряжении есть 400-мм, 500-мм объектив. Айфон уже не конкурент.

Футбол на айфон не поснимаешь, регби тоже. Финиш эстафеты тоже не поснимаешь, потому что если на улице Филиппа Киркорова, жующего яблоко, можно поймать на айфон, то большинство видов спорта так не снимается.

– Но даже спортивные журналы уже айфонизируются… Я уже не говорю о желтой прессе, там снимок со смартфона порой стандарт…

– Ну тогда фотограф, который раньше работал в этом издании, займется, наконец, чем-то полезным. Фотография — это спекуляция на мнимых потребностях. Например, «Геометрия» — это реально спекуляция на человеческом тщеславии, и в этом нет ничего плохого. Но благодаря этому явлению кормятся тысячи людей. Спекуляция на тщеславии — не есть хорошо. Лучше бы в этот момент я работал в булочной или в такси. Я не вижу в этом ничего плохого, может быть, так и стоило бы сделать. Я не хочу принизить профессию фотографа, я хочу сказать, что лишних людей здесь много.

Если я окажусь лишним человеком, то это лишь повод мне задуматься о том, что я должен делать, чтобы помогать людям. Моя позиция последние года полтора — я стараюсь меньше фотографировать там, где это не нужно.

– Если фотография — это еще и потребность человека, что делать?

– Надо просто направлять свое внутреннее намерение, его же можно устремить не только в фотографию, а, например, в секс, в другую работу. Возможно, существуют такие единицы на тысячу людей, которым действительно нужно играть на инструменте или фотографировать.

Но я уверен, что большинство, которое снимает, может спокойно этого не делать или делать что-то другое. На своем примере я могу сказать, что с момента нашего прошлого интервью я нашел новые дела, которые меня занимают не меньше. Имея иногда возможность брать камеру в руки, я получаю удовольствие. Но с тем же успехом у меня есть велосипед, бассейн.

– Почему ты решил издать айфонофотокнигу?

– Это был продуманный проект с самого начала. Я обзавелся айфоном, подержанной «четверкой» в июне 2012 года. Я его очень сильно хотел ради фотоаппарата и «Инстаграма», вот этих программ, панорамных, например. И я в первые две недели придумал себе, что сделаю книгу. Но вопрос заключался том, какая будет длительность периода, и в течение полугода стало ясно, что получается «год с айфоном». Ну, типа, первый год.

Дмитрий Здомский: Фотография — это спекуляция на мнимых потребностях

Если бы Дима не показал мне котиков, интервью бы не получилось:)

И я старался делать все картинки, которые мне хотелось снять, как фиксацию момента: «как я здесь, как я там». Я старался их своевременно обрабатывать в айфоне, чтобы не накапливались потом.

Скидывал работы на диск; за год накопилось около 8 тысяч файлов в отдельной папке, и спустя 10 месяцев я удалил некоторые. После июня 2013 года я приступил к созданию книги. Все фотографии для нее обработаны только в айфоне.

Когда-то я вел «Живой журнал», писал туда что-то. У меня их было даже два. В одном я писал мыслишки, а в другом — факты, как-то подогревал интерес к себе. Потом ЖЖ «потух», появился «Фейсбук». Затем «Инстаграм». И когда я заводил «Инстаграм», то подумал, что буду делать такие картинки, которые не требуют подписи. Мое внутреннее желание было, чтобы картинка говорила сама за себя. Но я пришел к тому, что все равно пишу подписи на русском и на английском, еще и хештеги использую. Но создавая книгу, я ушел от этого и вернулся к первоначальной идее. В книге нет ни единой подписи.

– Кто является целевой аудиторией этого издания? На кого ты рассчитываешь?

– Мне интересно ее показывать людям. Вчера я показал ее Тиме Раде. Он сказал, увидев свою фотографию: «О, прикольно! Это я!».

Я занимаюсь самообразованием. Последние лет десять, начиная с середины университетского курса, я продолжаю учиться формулировать собственные мысли точнее. И наряду с чтением вслух, которому я посвятил этот год, я дошел до фотоальбома.

Это позволяет мне как фотографу, человеку, работающему с картинкой, формулировать яснее, чтобы вы услышали. Не хочу никого обижать, но публика мне не очень важна…

Есть такая вещь, о которой я думал, услышал ее в одном фильме про автогонки. Мысль гласит, что человек, являющийся неспециалистом в достаточно узкой области, выносящий оценочные суждения, не может восприниматься серьезно и адекватно другими специалистами в этой области.

Все-таки я в фотографии что-то понимаю, и я делаю фотоальбом для себя просто. В идеале хотелось бы подарить альбомы как артефакты небольшому количеству людей, ну, таких наберется человек 15.

– А для клиентов?

– Я показывал некоторым клиентам, и у них возникает такое ощущение, что это на грани грязного белья. Вот я не смотрю фотографии с чужого телефона. Даже у своей девушки в телефоне фотографии не смотрю, если она не показывает сама. И они не знают, что в этой книжке. А если в ней голые женщины, которых я фотографировал, а потом спал с ними? Это все равно на грани «прайвеси». Тут видно, где я был, что ел. Кто-то не придает этому значения, но я этому значение придаю. Не хочется выпячивать свою личную жизнь в публичность. Это сравнимо с мемуарами Ленина, когда каждая страница вычитана.

Чем более человек публичен, тем больший интерес к нему возникает. Я читаю в «Инстаграме» Кена Блока, Тимати, Ricky Rozay, Tony Hawk, Ryan Tuerk, Sasha Grey, Chromeo, Тину Канделаки, Ксению Собчак, Сергея Минаева. Очень же просто сыграть на опережение. Ты чувствуешь интерес к себе со стороны людей, а как показывает опыт, он реально есть, даже в моем случае. Так надо начать отдавать информацию раньше, чтобы она была не из грязного белья. Вот моя кошка, вот новая черная кошка, вот теперь у меня темно-серая машина. И человек удовлетворился.

– Для большинства фотографов процесс общения со зрителем заканчивается постингом фотографии на 500px. Ты же вложился в материальный носитель.

– Ну да, тысячи полторы долларов получится тираж.

В этом году в октябре-ноябре я потратил на фотоальбомы раз в десять больше, чем за последние три года. У меня случилась серия совпадений, и мы напечатали две книжки. Одна из них — «Кубок Ельцина». Есть хороший принцип: делать книгу сразу после события. И параллельно с этим я заказал альбомы на speedhunters.com — это узкоспециализированный портал про тюнинг автомобилей. У него, конечно, большая аудитория, но с точки зрения населения Земли он довольно узок. Недавно вышел третий альбом. Первый — я узнал о нем, когда он вышел и был распродан, второй я не смог купить, потому что не было на карте достаточно средств для этого. Третий альбом вышел — я купил сразу три экземпляра.

– Как ты думаешь, какую фотокнигу можно продать в Екатеринбурге?

– Опыт работы моего коллеги Жени Литвинова показывает, что люди покупают альбомы о себе. Это очень закрытая тема: я не видел ни одного альбома, которые сделал Женя за последние годы, вживую. Потому что это исключено. Я видел только их корешки. У меня самого есть два таких — в единственном экземпляре, сделаны мною только для заказчика.

Думаю, что Екатеринбург должен работать для нас так же, как и сейчас работает Сиэтл или Амстердам. Мне кажется, он равнозначен другим прекрасным городам мира, например, Сингапуру или Сиэтлу. Как еще один городочек в штате Огайо, где есть классный специалист, который сделает альбом, очень крутой альбом.

В Екатеринбурге нет внятных предложений. Допустим, мы принимаем совместное решение — давайте купим два альбома, сделанных в Екатеринбурге. Публичных. О каких из них будет идти речь? Например, у меня раньше был фотоальбом «Вертикальный Нью-Йорк», снятый на какую-то панорамную камеру, но все вертикально. У нас что-нибудь подобное есть? Скорее всего, нет.

– Ну у нас же продается альбом про Екатеринбург с высоты птичьего полета… Кажется, новосибирцы снимали…

– «Новосибирцы снимали». Это то, о чем я говорил две минуты назад. Что, грубо говоря, живет Антон Корбайн где-то в Европе, и его картинки мне нравятся. В Новосибирске живут классные парни, которые поснимали Екатеринбург. В Новосибирске есть такой альбом, в Екатеринбурге-то его нет. Антон Корбайн в Екатеринбурге тоже не продается.

Не на правах рекламы, а просто как факт, который мне очень нравится. Максим Лоскутов и его проект, где лица крупным планом. Мы тоже ходили к нему, фотографировались, разговаривали. Это было бы интересно… У него, следуя закону больших чисел, количество людей, которых он снял, уже статистически интересно даже сейчас для того, чтобы говорить: «В альбоме не только мои друзья, хотя я знаю треть этих людей». Если Максим выпустит альбом через год, соберет 68 портретов с маленькими текстами о людях — это будет интересно.

Я бы еще купил фотоальбом про споттинг, я бы такое и снял, и купил.

Если бы Андрей Головин, наш прекрасный раллийный фотограф, или Дима Елизаров, еще один прекрасный автомобильный фотограф… Если бы кто-нибудь из них сказал: «На блербе мой альбом, работы за три последних года, стоимость такая же, ну, наценка 11-13 долларов — купи, если интересно». Я всерьез говорю: купил бы.
Первый альбом, который я купил в жизни, был фотографа Лошагина, называется «Ню». Второй — это «Rock Idol», там Мик Джаггер, Нирвана, Боб Дилан, Элвис Костелло, Эрик Клэптон. Не очень толстый, но довольно крутой, черно-белые фото. Я год ходил и облизывался на него. Но для меня, в те времена студента, цена была высокой. В общем, я бы и купил альбом,при наличии предложения в Екатеринбурге и про Екатеринбург.

– Но, по-моему, наши фотографы не доводят свои работы хотя бы до блерба.

– А я объясню. Потому что они «ездят с ближним светом». Они смотрят только вблизи на дорогу. Есть Тимофей Радя, а есть граффитчики, которые на стенах «бомбят». У меня вот на доме что-то написано, у других — что-то другое. Тима Радя смотрит дальше не потому, что он стоит выше, а потому, что в какой-то момент его что-то подтолкнуло или он саморазвивался и дошел до этого.

Вот фотограф смотрит на свадьбу сегодняшнюю или на свадьбу, которую он будет снимать 13 декабря. Это ближний свет. Если он смотрит куда-то дальше, а куда именно — это другой вопрос. Я знаю человека, который говорит : «Я снимаю здесь проект, ориентируюсь на сайт behanсе.net и на ряд европейских галерей, я представляю, с какой подачи им было бы интересно получить к рассмотрению нашу российскую действительность». Этот человек смотрит вдаль. Но если он вдруг скажет, что хочет сделать шесть портретов для «Делового квартала» в гараже, это и есть просто ближний свет.

У нас в ZOOM ZOOM аппетит пришел во время еды. Во-первых, Женя начал эту тему, протоптал первым тропинку. А потом мы стали с Маратом и Артемом шагать в сторону спортивной фотографии. Мы сделали раз, другой. Дальше — календарь, нам понравилось. Подошла очередь создания нового календаря и плакатов для компании. Затем нас посетила светлая мысль напечатать книгу для организации. Выглядело это следующим образом: «Я огораживаю пространство, но не ставлю забор, обживаю его. Я оплачиваю на блербе создание веб-версии, которую можно купить и иметь в доступе». Это прекрасно, но суть в том, что я должен был оплатить это, чтобы она появилась.

– Насколько сложно верстать книги для блерба?

– Очень просто. Я, сделав всю обработку в айфоне, ошибся только в нескольких местах. По яркости и контрастности, но это, может быть, специфика бумаги.

– Почему ты остановил свой выбор на этом сервисе?

– С этим ресурсом связан мой выбор, и не только мой, а людей, которые делают книги большим потоком, чем я. Почему мы выбираем блерб. Однажды вечером я открыл его на двух мониторах или даже на ноутбуке, картиночки перетащил туда, закрыл, что-то выкинул. Иначе мне бы пришлось пойти к верстальщику и объяснить ему, а потом пойти еще раз… Я не готов тратить время.

Когда я делаю видеоролик, то для параллельной верстки альбома просто не находится ни сил, ни времени, ни желания, и поэтому из моей цепочки исключается дизайнер и верстальщик — еще один профессионал не заработал 200 долларов. Извини, дружище, ты просто не нужен.

И у меня был опыт такого альбома: например, приходит барышня и говорит: «Я хочу сделать подарок своему мужчине, ты можешь мне помочь?» Я отвечаю: «Конечно!». Она приносит несколько сотен картинок, снятых за последние несколько лет на все виды камер, включая фотографии размером 500 пикселей. Она спрашивает: «Сделай с этим что-нибудь?». Также было множество картинок, снятых на мыльницу, там, сям… Я сначала обработал каждую, ну, насколько это было возможно, потом собрал книжку. Получилось довольно занятно. А началось все с того, что я, зайдя в гости по делу, показал книгу, частный заказ, картинки про девочку. Тут же последовала просьба сделать такую же.

– Передал бы заказ верстальщику, дал бы заработать профессионалу?

– Передача дизайнеру и верстальщику стала бы бы нарушением частного сегмента. У Литвинова подобная ситуация: он просто не может показывать никому фотографии, потому что дал обещание людям, которые ему доверяют.

– Традиционный вопрос: книгу издал, а что дальше?

– У меня сейчас основные амбиции в плане видео. Накапливается материал на альбом про нелегальные дрифт-покатушки в Екатеринбурге. Я снимаю эту тему на протяжении нескольких лет, причем и на айфон, и на зеркальную камеру, словом, на все, что попадется в руки. Сейчас материла мало. Я смотрел: пока не складывается. И мне не нравится, что, скорее всего, придется чуть ли не лица закрывать участникам. Так происходит в Японии: когда мы смотрим их фотографии или видеоролики с подобными материалами, номера и лица все размазаны, последние часто закрыты. Я не хотел бы в Екатеринбурге так делать, но для альбома, видимо, придется.

Я продолжаю фотографировать айфоном. Стараюсь снимать и обрабатывать. Недавно открыл для себя многоплановость в айфоне… Ничего сложного.

Дмитрий Здомский: Фотография — это спекуляция на мнимых потребностях

Дмитрий Здомский показывает мне многоплановость. А я вижу МАРАТа:)

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=6926

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 04.12.2013 | 17:19. Соответствие Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

1 Комментарий для “Дмитрий Здомский: Фотография — это спекуляция на мнимых потребностях”

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru