Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

На мои вопросы ответила Дарья Кузнецова.

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

— Что для вас фотография?

— Вы прямо сразу начали с самого сложного вопроса. Наверное, это попытка самовыразиться, понять себя.

— Это не профессиональная деятельность?

— А что мы считаем профессиональной деятельностью?

— Это когда человек с фотоаппаратом зарабатывает им деньги. Либо он создает востребованный контент, либо оказывает услуги по фотографированию.

— За свою жизнь я только два раза оказывала такие услуги. Есть мнение, что фотографом может называться только тот, кто всегда носит с собой фотоаппарат. В последнее время я тоже всегда фотоаппарат с собой ношу.

— Кто сказал, что надо все время с собой камеру носить?

— Есть такое мнение.

— Смартфона не хватает?

— У меня старый телефон, в нем плохая камера.

— В мирное время чем занимаетесь?

— Я юрист.

— Вы приходите в суд…

— Я в суд уже не прихожу. Я работаю в компании. Юриспруденция и фотография — почти противоположные сферы, да, но я знаю несколько юристов, которые в результате стали фотографами. Оказывается, что в свое время человек пошел не по той дороге. Как в моем случае получилось. Я несколько лет работала помощником судьи.

— Перспективная работа? Многие мечтают стать помощником судьи, это гарантированная карьера.

— Это совсем другой мир, в нем все очень формализовано. Просто в какой-то момент стало очевидно, что у меня на первом плане другие ценности. Приоритеты ведь у всех разные. Наверное, понятия «гарантированная карьера» и «гарантированный хлеб» мне не очень близки.

— Когда вы взяли фотоаппарат в руки и стали осознанно заниматься фотографией?

— Осознанно — пошел третий год. Мне всегда нравилось держать в руках фотоаппарат, что-то снимать. И потихонечку к этому все пришло.

— Какая у вас сейчас камера?

— У меня штук пять лежит дома, с учетом советских пленочных. Самая рабочая — 6D. Я очень радовалась, когда она у меня появилась. А буквально две недели назад я себе «мыльницу» купила, которая теперь всегда со мной.

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

— Я был на выставке в «Метенкове» по итогам фотомарафона #конструкторfantasy, видел ваши работы. Чистый фото-арт, уклон в европейскую фотографию. Как бы вы назвали свой стиль, определили жанр?

— Я очень не люблю деление на жанры, мне кажется, это очень ограничивает творческий процесс. Есть люди, которые занимаются фотографией как профессией, не сами снимают, а классифицируют, критикуют, курируют, как-то характеризуют, оценивают то, что увидели, разделяют на жанры. А есть человек, который снимает, и ему это деление только мешает.

— Кто-то любит снимать портреты, кто-то пейзажи. Вы, очевидно, любите автопортреты. Откуда эта идея взялась?

— Ну, первое, что приходит на ум: я — самая доступная модель. С одной стороны, это, может быть, произошло от безысходности. Я точно знаю, на что я способна, что я могу от себя ожидать, и то, что я задумала, я могу реализовать сама. Это просто, мне не нужно искать человека, который согласится лечь на стол с морковкой и сфотографироваться таким образом. Я знаю, что могу, а что не могу. Получается, что я могу все.

Хотя тут есть свои неудобства, потому что выстроить кадр, когда ты находишься одновременно и перед камерой, и по другую сторону, довольно сложно. Наличие беспроводного пульта несколько облегчает процесс, но не решает основную проблему.

— А вы пытались найти моделей?

— У меня была попытка, но мне не нравится то, что они делают. Мне не нравится выражение лица. Я ведь не могу требовать чего-то от человека. Я могу лишь предложить. А он соглашается или не соглашается, умеет или не умеет. Это тоже сложно.

— Но ведь логичнее фотографу поискать модель, устроить кастинг, чем самому изображать что-то для себя?

— Нет, ну, можно самой лечь на стол, и у тебя готовая карточка за полтора часа, а можно устроить кастинг и месяц искать модель, а результат получится тот же самый.

Но самое главное, почему я, а не модель — я снимаю собственные переживания. Если я попытаюсь «надеть» их на другого человека, они будут смотреться на нем, как пальто с чужого плеча. Мне кажется, в снимках с участием профессиональных моделей чувствуется эта фальшь. Впрочем, возможно, это чувство возникает еще до взгляда на снимок, как предубеждение.

— Как вы видите будущее этих фотографий?

— Серия образовалась в ходе фотомарафона, и изначально я предполагала, что буду ее как-то дальше развивать. Может быть, этого не видно, но для меня у каждой из этих фотографий два уровня прочтения. Мне было интересно попробовать, это новый для меня подход. И мне это казалось хорошей задумкой, но после того, как я эти фотографии отправила и послушала мнение сведущих людей, даже не знаю, буду ли продолжать.

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

— Это вы про кого?

— Я прислушиваюсь к мнению сотрудников музея Метенкова.

— Так как вы видите свое будущее в фотографии, вопрос самореализации?

— Ну, пока конкурсы интересны, хочу сделать хорошую книгу, попробовать преподавать, когда-нибудь курировать выставки. Много всего, поживем — увидим.

— Вы собираетесь их печатать и продавать?

— Нет, как постеры не предполагаю. Думаю, собрать книгу. Книга — не дешевое удовольствие, но у меня нет цели заработать на этом. Наверное, когда появляется такая цель, в процессе работы ты волей-неволей начинаешь думать о зрителе: примет — не примет, купит — не купит, подстраиваться под него, еще хлеще — под рынок. Фотография теряет свой изначальный (для меня) смысл — самовыражение, искренность — превращается в конвейер. Я на стадии работы о зрителе не думаю вообще. Если фотография не пойдет ни в какой проект, то, видимо, полежит до лучших времен.

— Как у вас возникла эта идея, это было что-то заранее продуманное или спонтанное?

— Мне часто приходит в голову что-то безумное. Мальчик, которого я снимала в одной своей серии, спросил, что я употребляю, чтобы у меня возникали такие идеи.

— Момент озарения? Картинку «увидели» и реализуете? Или эта картинка есть следствие подготовки, пошаговая?

— Первый вариант, раз — и картинка.

— Что вы хотели сказать этой работой зрителю?

— А вы, когда смотрите на эту фотографию, вам кажется, о чем она?

— Я любитель мистической фотографии, и к автопортретам неравнодушен. В ней есть та неразгаданность, которую хочется понять и разгадать. Там очень насыщенная символика. Присутствуют и смысловые поля, зайчики и морковка, вторая — обнаженное тело и куча рассыпанной моркови, можно сделать интерпретации по Фрейду и Юнгу, во-вторых, это автопортрет, человек сам себя помещает в эту ситуацию. И сама подача, как человек лежит… тема одиночества, нереализованных возможностей, фотография «цепляет».

— Собственно, вы все и рассказали сами. То, что зайчики нарисованы, для меня добавляет отдельную историю, второй уровень трактовки. Они с морковью находятся в разных мирах.

— Зайчики там отдельно добавляют, ведь человек реальный, морковь реальная, а они вырезаны из бумаги, они игрушечные. Это можно смело посылать во все европейские журналы. Как оно в голове все рождается?

— Спонтанно. Я вам никакого рецепта не расскажу, его нет.

— Сколько дублей при съемке делали?

— Сначала я пристреливалась без моркови. Потом уже с ней, и здесь проявило себя неудобство того, что это я, а не модель. Поставить камеру, настроить, улечься, разложить это все на себе так, чтобы оно не сваливалось (тут выяснилось, что у меня на теле маловато идеально ровных поверхностей, так что оно, конечно, сваливалось, и лежать так, как надо, и там, где надо, не хотело), сделать кадр, вылезти из-под моркови, проверить, что получилось, убедиться, что не получилось, собрать морковь с пола, улечься, разложить… Было очень неудобно.

— У вас нет ассистента?

— На тот момент не было. Получился в какой-то степени подвиг. Из-за того, что морковь с меня скатывалась, количество дублей увеличилось раза в два-три-четыре…

— Так сколько у вас было дублей окончательных?

— Если хотите, дома могу точно посчитать. Но с морковью, наверное, около 10, я просто устала ее собирать.

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

Дарья Кузнецова: Я снимаю собственные переживания

— Ваши три фотографии раскритиковали, и вы решили этот проект не продолжать. Вы как автор прислушиваетесь к мнению критиков?

— Я пока не решила, буду ли продолжать. Мне интересна конструктивная критика. Понятно, что мое мнение для меня все равно оказывается важнее. Но сама критика интересна. Особенно если это профессиональное мнение. Мне понравилось, что вы прочли эти слои, которые мне самой в этих снимках нравятся. Но, может быть, не все их читают, может, кому-то они кажутся слишком простыми, прямолинейными.

— Эта серия, если ее дополнить, станет хорошей конкурсной выставочной серией, можно посылать во все зарубежные журналы. Серия это замах, а не одна фотография.

— Мне нравится, когда в серии, помимо основных фотографий, бьющих в цель, есть связки, переходы, они тоже важны. Но эта серия изначально задумывалась несколько иной.

— Ваши фотографии хранятся в электронном виде или вы их распечатываете?

— Нет, не распечатываю. Может быть, у меня пока нет ощущения удовлетворения от того, что я сделала. Когда я сделаю фотографию, посмотрев на которую, скажу: да, вот она. Тогда, наверное, пойду печатать.

Может быть, должно пройти какое-то время. Фотографии вообще нужно время. На некоторые свои снимки мне нравится смотреть и находить что-то новое для себя, чего изначально в них не закладывалось.

Даже применительно к той выставке, которая сейчас представлена в Галерее. Я ее сегодня в третий раз посмотрела, и ощущения каждый раз разные.

— Если обходить экспозицию несколько раз, разные ощущения возникают.

— У меня тоже каждый раз разные ощущения. И последовательность, наверное, имеет значение. К тому же для меня как глубокого интроверта важно, что вокруг нет шума. Сегодня я была в зале абсолютно одна, и это было хорошо. Честно говоря, с открытия выставки я ушла с ощущением, что это совершенно не мое. Но сегодня каждая фотография иначе воспринималась.

— Это своеобразный проект.

— У меня не возникло ощущения, что это проект. Это просто фотографии людей. Какой у них общий смысл?

— Женщина в разных ситуациях.

— А мне кажется, что почти во всех этих ситуациях женщину можно заменить на мужчину, и ничего не изменится.

— Тогда что в вашем понимании проект?

— (мхатовская пауза) Для меня проект — это исследование. В моем случае — исследование себя. Исследование каких-то сфер жизни. Применительно к каждому проекту надо отдельно смотреть. Просто представленное здесь, на выставке, для меня не совсем проект, а скорее просто подборка изображений, портретов. Фотографии прекрасные, глубокое уважение к автору, но для меня они в проект не собираются.

— У вас есть фотографы, на которых вы ориентируетесь?

— Сказать, что есть фотографы, по которым я учусь, не могу. У меня плохая память на фамилии и имена. В силу своих интересов я постоянно просматриваю различные изображения, но не могу связать их с конкретными людьми. Не ориентируюсь ни на кого. В последнее время регулярно перевожу интервью с зарубежными фотографами и публикую их на сайте. По каким-то признакам отбираю для себя, что интересно, а что нет, стоит переводить или нет.

— Какие есть критерии «интересности»?

— Тут уже в силу вступают критерии интересности интервью. Для интервью и для фотографии они разные.

— Как вы видите ваше дальнейшее развитие? Когда будет переход на следующий уровень?

— Знать бы еще, в чем он заключается. Возможно, в моем случае не следует разделять развитие как фотографа и как человека. Хочется какой-то гармонизации своей жизни, внутреннего и внешнего мира. Вот она через фотографию происходит.

— Вы одна работаете, когда снимаете? Я имею в виду визажистов, стилистов.

— Я не сторонница такой фотографии, когда мы пытаемся на человека надеть какую-то маску. Мне как раз хочется ее снять, всю эту напускную кожуру.

— Вы два раза оказывали услугу?

— Репортажная съемка была.

— Если клиент потенциальный просит портрет, вы наймете команду или все сама сделаете?

— Сделаю все сама. Если что, могу нарисовать что-нибудь на лице или теле, не проблема.

— Вы получали образование художественное или фотографическое?

— Нет, не получала. Когда училась держать в руках фотоаппарат, ходила на месячные курсы в «Магнет». Чтобы понять, как обращаться с камерой, мне этого хватило. К ней у меня вопросов нет.

— Обработке где учились? Ведь фотография сильно отличается до и после.

— Последующая обработка мне была, в принципе, интересна, еще со школы. Чужие фотографии обрабатывала, делала монтажи. Училась самостоятельно.

— Когда вы обрабатывали ваши работы, как шли к конечному варианту?

— Изначально я думала, что они будут в цвете. Но в результате мне такой вариант не понравился. Конкретно у этой фотографии получился очень тяжеловесный низ. Он и так тяжеловесный, а в цвете — просто вырви глаз. Хотя цветовое сочетание там для меня очень вкусное. Но, к сожалению, в итоговом «продукте» оно не заработало.

— Какой общий замысел будет у этой серии, если будете продолжать?

— Если вкратце, то взаимодействие с фальшью. Очень кратко. Во всех ее проявлениях, это ведь широкое понятие. В этой фотографии нарисованные кролики, например. Мне кажется, что люди гонятся за несущественными целями.

— Какие существенные?

— Любовь, гармония.

— Как вы решились на съемку обнаженной?

— Когда профессиональные фотографы снимают обнаженных моделей, они другую цель преследуют. Профессиональная фотография профессиональной модели — это ярко выраженный сексуальный посыл, направленный на то, чтобы при ее просмотре у человека возникали совершенно определенные желания. Моя фотография в последнюю очередь вызывает такие эмоции, цель совсем другая.

— Это вы так думаете. Кто не впадает в тонкости, тот по-другому смотрят.

— Спровоцировать сексуальное желание к своей персоне я не думала.

— А если коллеги увидят? Что вы им ответите?

— А есть такие люди, когда никогда голых людей не видели?

— Есть. Даже для некоторых фотомоделей есть такое табу.

— Ну, может, у меня такая философия.

— То есть вы себя чувствуете в этой ситуации комфортно и из окружающего социума негативных сигналов не поступает?

— Я чувствую себя комфортно: как человек, который ни с кем не взаимодействует. Моя мама расстроится, если увидит эту фотографию. В этом плане есть определенный дискомфорт. Реакция социума меня не интересует. Решая, публиковать или не публиковать, я думала о чувствах своих ближайших родственников. Опубликовала, но я надеюсь, что они ее не увидят.

— Это вопрос времени.

— Тогда надеюсь, что меня поймут. Моя цель в срывании внешнего, напускного. Человек внутри самого себя варится, при этом наружу воспроизводит только некую маску. Наверное, никто не будет с этим спорить. Человек один в своей квартире чувствует себя самим собой, но выходя в социум, начинает подстраиваться под свои собственные представления об общественном мнении. Одежда — это тоже своего рода маска, которую снять гораздо проще, чем ту, что приросла к коже. Я особой проблемы в этом не вижу. Порнографических картинок я не снимаю.

— Творческие планы?

— Сейчас работаю потихоньку над проектом, который родился из буквально двухдневной поездки в деревню. О существовании человека в природе. Банально, но хочется прийти к единству, ликвидировать границы. Очень сентиментально получается. Хотелось бы объединить в нем видео и статичную картинку. Посмотрим. Хочется света.

Источник фотографий – аккаунт фотографа на Фейсбуке.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=7813

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 18.07.2014 | 10:26. Соответствие Дарья Кузнецова, Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru