Анатолий Грахов, «Фотобиография»

В конце прошлой недели мне подарили книгу Анатолия Грахова “Фотобиография”. Я так или иначе я бы ее достал, но тут “на ловца и зверь бежит”, так уж получилось.

Анатолий Грахов “Фотобиография”

Анатолий Грахов “Фотобиография”

Напомню, презентация книги состоялась 12 ноября 2010 года, у меня в блоге был небольшой фотоотчет.

Книга вышла в “Издательстве ОМТА”, тираж всего 300 экземпляров (что делает ее раритетом). 236 страниц, хорошая полиграфия.

Говорить, кто такой Анатолий Грахов, наверное, не надо, но позволю себе процитировать предисловие, которое написал Аркадий Застырец: “Анатолий Андреевич — носитель именно такой памяти и судьбы. Он храбро воевал и чудом уцелел на фронте. После войны осуществил свою мечту — стал профессиональным фотографом, много лет успешно работал корреспондентом ТАСС… На его счету несколько обширных и интереснейших выставок, шесть фотоальбомов”.

Жанр точно определен названием: “Фотобиография”. Вся жизнь фотографа была наполнена съемкам, шла от одной фотографии к другой. В основном представлены работы Антолия Грахова, но много снимков, на которых запечатлен сам Анатолий Андреевич, в том числе и в рабочие моменты.

Анатолий Грахов, "Фотобиография"

Анатолий Грахов, "Фотобиография"

Книга состоит из нескольких разделов.

Это — сугубо биографическая часть “Детство, юность, война”, интересный раздел “Лица эпохи”, где представлены фотографии Аркадия Райкина, Никиты Хрущева, Фиделя Кастро, Евгения Евтушенко, Иосипа Броз Тито, Эриха Хоннекера, Бориса Ельцина и многих, многих людей и великих, и известных. Одно только перечисление тех, чьи фотографии попали в книгу займет всю запись.

Анатолий Грахов: Никита Хрущев

Анатолий Грахов: Никита Хрущев

Одно важно — много фотографий тех, с кем связана история Екатеринбурга и области.

Раздел “Фотокор ТАСС” посвящен тем моментам советской истории, которые были пойманы в объектив и зафиксированы на пленке, этапы строительства города, трудовые будни: заводы, пароходы и советские люди.

Еще одна часть, “Очень личное”, в которой собраны фотографии самого Анатолия Грахова за работой, рядом с близкими.

Еще есть два раздела “Дальние страны” и “Птичка вылетает”.

Чем интересная книга для современного человека, увлеченного фотографией?

Во-первых, это прикосновение к истории. К истории нашего города, нашей страны, нашей фотографии. Вся книга тесно переплетена с советскими временами, с эпохой борьбы за светлое будущее, с ее романтизмом с одной стороны, с социалистическим реализмом с другой, с желанием внутренней свободы с одной и партийной дисциплиной с другой.

Во-вторых, книга позволяет хорошо понять эстетику визуального ряда социалистического общества, общества трудовых побед и великих открытий, хрущевок и лозунгов.

Анатолий Грахов, "Фотобиография"

Анатолий Грахов, "Фотобиография"

Старшее поколение фотографов вышло из этого, насмотренность подобными работами была тотальной и стопроцентной. Но, между прочим, были и свои интересные места.

Если начальник завода, то фотографировали его не в кабинете, а в цеху, если секретарь обкома, то в качестве антуража — масштабная стройка.
Если рабочие — то непременно обсуждающие чертежи-планы, либо созидающие.

Анатолий Грахов: инженер Дмитрий Бузин

Анатолий Грахов: инженер Дмитрий Бузин

Ну и потом отдых после напряженного рабочего дня.
Это не в кабинете сидеть с ручкой за столом письменным, и не искать что-то этакое для глянца.
Только работа, только труд могли быть источником визуального ряда.

Сложно себе представить директора завода тех лет, который позировал бы для журнала рядом с личной автомашиной. Эстетика труда как источника вдохновения, вот, наверное, что можно сказать о тех десятилетиях для людей снимающих.

Людей в это веривших, искренне тративших себя.

И это тоже наша история, и гораздо более длительная по времени, чем гламур-шик-блеск-красота. В какой-то степени это истоки.

Конечно, Анатолий Грахов фотограф элитный во всех смыслах, имевший доступ к телам, но доступ превращался в работы. Именно такие фотографы делают историю.

Конечно, партийность печати наложила и свой отпечаток: обязательность композиции, наличие в кадре определенных вещей, шаблонность тем и ожидаемость сюжета никуда не пропадают. Но компенсируется это искренностью, мастерством и верой в то, что делается.

Ну и напоследок: вот эта работа, “Лондон: нагрудная революция” может украсить любой современный “серьезный” иллюстрированный журнал.

Анатолий Грахов, "Лондон: нагрудная революция"

Анатолий Грахов, "Лондон: нагрудная революция"

Анатолий Грахов — фотограф своего времени, очень хороший фотограф.
Попадется книга, не проходите мимо.

Все фотографии воспроизведены с разрешения А.А. Грахова.

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=806

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (1 голосов, средний: 4.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 27.12.2010 | 23:00. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru