Глеб Клементьев: Понятие «фотоагент» – многогранно

На мои вопросы ответил Глеб Клементьев, рекламный фотограф, основатель GM Photo.

Глеб Клементьев, рекламный фотограф, основатель GM Photo

Глеб Клементьев, рекламный фотограф, основатель GM Photo

Агентство для фотографов, что это?

— На данный момент сформировано фотоагентство, которое является некоммерческим проектом. Я посвятил его ученикам, друзьям и просто всем тем, кто интересуется фотографией. Основные цели и задачи — образование и повышение общего уровня качества фотоуслуг.

Всё началось с фотошколы, за годы работы мы воспитали около тысячи фотографов разного уровня, многие из которых не знают, что делать дальше, куда идти работать. Фотоагентство — площадка для практики, возможность найти первых клиентов, возможность проявить себя как фотографа. Фотоагентство в первую очередь ориентировано на начинающих фотографов, на экспериментаторов.

Многие, с кем я работал и работаю до сих пор — мои ученики, я просто способствую их развитию, улучшению профессионального навыка, трудоустройству. Я отбираю их фотографии, создаю персональную страничку. Я называю их «фотоагентами». На страничке каждого указываю контактные данные, чтобы заказчик мог незамедлительно связаться с понравившимся фотоагентом. Естественно, я предварительно связываюсь с агентами, объясняю им концепцию, они дают письменное согласие. Связь заказчика и агента происходит без посредников, процентов и прочего. Как они договорятся — их личное дело, я уже не несу ответственности за это. Сайт отдельно раскручивается, посещаемость на нем все больше и больше. На данный момент можно выбирать фотоагента как по городу, так и на общей страничке, где представлены все работы агентства.

Забавно, что уже через несколько месяцев существования фотоагентства было несколько интересных примеров. У меня училась девочка 13 лет, Света Куимова, из Мариинска, она делала дипломную работу в рамках обучения. Одна фотография была замечена редакцией журнала «Бизнес и Жизнь», после чего её опубликовали. Света получила гонорар, фотографию подписали, она была разворотной. В свои 13 лет Света была безумно рада.

Фотография Светланы Куимовой, журнал "Бизнес и Жизнь"

Фотография Светланы Куимовой, журнал "Бизнес и Жизнь"

Пример с журналом не единственный, ранее ещё публиковалась фотография Натальи Серебренниковой, моей ученицы из Богдановича. Общаясь с учениками, я выяснил, что есть еще примеры, когда их находили через фотоагентство и устанавливали контакт. Ученикам звонили, интересовались. Так что фотоагентство вполне работает.

В ближайших планах доработать систему до состояния, когда любой человек, который нуждается в фотографе, будет знать о сайте фотоагентства и всегда сможет подобрать фотографа под свою задачу.

— То есть «фотоагент» — это фотограф. Это не противоречит мировой практике? Считается, что агент — это человек, не являющийся фотографом, а который «продает» фотографа, представляет его интересы, занимается его продвижением.

— Мышление всех, кто работает в студии-школе, всегда было нестандартным и противоречило мнению большинства. Когда мы придумывали формулировку «фотоагент», мы понимали, что само понятие многогранно. Нам интересна система, когда есть некая структура, и агент является представителем, тут больше вспоминаются шпионские фильмы с агентами ЦРУ И ФБР.

— Проект и дальше будет бесплатным?

— Да, проект будет бесплатным. Это механизм поддержки фотографов, которые уже отучились, а также всех, кто просто живёт фотографией и совершает первые шаги. Мы не только учеников размещаем на сайте. К нам обращаются разные фотографы, если проходят модерацию и отбор работ, то попадают в фотоагенты. Мы всегда обращаем внимание на фотографов, которые могут повлиять на развитие фотографии в Екатеринбурге. Их контент обычно уникальный, технически верный, не лишённый стиля.

Надеюсь, что наступит время, когда фотоагентство будет влиять на качество фотографий, которые сегодня публикуются. Если оглядеться, зачастую мы имеем дело с низкосортной рекламой, а фотографии во многих изданиях — ужас, леденящий душу. Это нас очень сильно отстраивает от прогрессивной Европы и США. Думаю, что общими усилиями подтянемся и даже станем конкурентоспособными. Главное — создать условия, способствующие развитию.

— Размещение в агентстве уже оплачено, входит в стоимость обучения, или это чистая благотворительность?

— Это осознанная благотворительность. Конечно, есть определенная «коммерческая выгода» из серии инвестиций в будущее. Агентство закреплено за названием студии и школы, это сложно не заметить, поэтому если проект станет известным, это благотворно повлияет на имидж студии и школы. Сейчас много времени уделяется планированию, модерированию контента, коммуникациям с учениками. Время покажет.

— Получается, что это рекламный, маркетинговый ход школы и студии?

— Можно сказать и так, но это не было изначальной целью. Всё началось с желания создать портфолио учеников, чтобы будущие поколения видели, какого результата можно достичь за период обучения. Мы давно заметили, что многие ученики гордятся тем, что прошли обучение. Сегодня наши выпускные дипломы не являются государственными, мы их просто выдаем на память, но выпускники с гордостью демонстрируют их работодателям, публикуют у себя на страничках. Так что основная идея была в том, чтобы оставаться с учеником после завершения обучения, а не бросать его на произвол судьбы.

— Школы не учат продавать свои творения…

— Я не соглашусь. Об этом много говорят в школах, много семинаров проводится, в том числе и онлайн. Я периодически получаю приглашения на подобные семинары в другие школы, некоторые посещаю.
Наша задача не просто обучить фотографии, мы обучаем технологиям производства изображения: от создания до сбыта, от фото до видео. На базе школы существуют курсы операторского мастерства, ретуши и обработки. Начиная с 2010 года, под крышей школы собрались самые лучше специалисты нашего города, которые готовы говорить о любых аспектах своей профессиональной деятельности. У нас есть 5 фотографов с многолетним стажем, некоторые из которых выставляются за рубежом, есть разработчик известной программы «Фотошоп», человек, который реально участвовал в создании этой махины. Курсы ретуши и обработки ведут главные дизайнеры федерального глянца, преподаватель видео — лауреат премий «Тэфи» и «Русский репортёр» и так далее, курсов много.

Наши ученики делятся преимущественно на две категории. Забавно, но большая часть — это далеко не те, кто хочет продавать свои фотографии, это люди, которые хотят вести семейную летопись на высоком уровне, заниматься фототуризмом с пониманием композиции, снимать в студии в выходной, отдыхая от работы, словом, творить. Это люди, которые уже давно нашли себя в другом деле, а фотография для них — отдых, хобби, искусство. Конечно, есть и та категория людей, которые приходят и говорят, что хотят быть фотографами. Проект агентства ориентирован на обе категории. Для тех людей, которые не хотят быть фотографами, и звонок от заказчика может стать отличным предложением, просто интересным «приключением», опытом, испытанием «смогу или не смогу сфотографировать». Иногда коммуникация происходит некоммерческим образом, заказчик договаривается «за интерес». Если речь идет о съемках футбольного матча, то для фотографа мотиватором может стать проходка на этот футбольный матч, вы можете пройти, поприсутствовать, ну и фотографировать.

— Всегда есть человек, который за проходку снимет матч. На соответствующем уровне. Это и убивает профессиональную фотографию.

— Нет, это не убивает фотографию. К тому же проходка — тоже мотиватор, почему нет? Это бартер. Фотографию развивают отношения, все фотографы работают так или иначе на зрителя, фотография — крайне социальная специальность. Вот что действительно убивает фотографию — отсутствие отношений и коммуникаций. Когда работа некачественная, неважно, коммерческий это проект или нет — это плохо. А снимать бесплатно, за интерес, в этом ничего плохого нет, надо просто делать это на достойном уровне. Если не можешь — скажи честно заказчику, пусть решает, работать с тобой или нет.

Ответственность за итоговый продукт несёт заказчик, так как он выбирал, он решал с кем работать, а с кем нет, он простраивал договорённости и осуществлял контроль качества, он вносил правки, заключал договор и утверждал техническое задание. Даже если проекты не являются коммерческими и там нет прямой продажи, есть же публикация. Я всегда буду за подобные проекты. Раньше, когда было меньше работы, я старался участвовать в бесплатных проектах, все они расширяли кругозор, давали хороший опыт.

Конечно, если речь идёт о крупных заказах, где контент на выходе должен иметь предельно максимальное качество, концепция бесплатной съёмки уже не работает. Во-первых, по причине того, что заказчик уже никогда не пойдёт искать фотографа бесплатно, во-вторых, такие проекты выполняются проектной группой, что является уже производством, тут бесплатно никто работать не будет.

— Есть люди, которые готовы поработать за минимальный интерес, «просто пофотографировать». Это же отбирает определенную часть клиентуры.

— Если брать ответственные заказы, те, что оплачиваются, заказчик не будет обращаться к фотографу, который работает бесплатно, он будет выбирать среди известных и опытных, тех, кто дорожит своей репутацией и подтверждает её стабильным уровнем качества. Как показывает опыт, система работает именно так, если, конечно, заказчик не полный идиот. Скупой платит дважды.

Кроме того, крупный заказчик зачастую работает с юридическими лицами, а это именно та категория фотографов и студий, которая зарабатывает деньги, посвятив этому всю свою жизнь. Чтобы отстроиться от фрилансеров, начинающих фотографов и прочих физических лиц, профессионалы держат определённую планку качества, периодически поднимают её. Они всегда будут снимать и справляться с работой лучше, чем остальные. Поэтому если общий уровень фотографии повысится, это сразу приведёт и к повышению уровня профи, иначе они скатятся вниз. Поэтому фотографы, которые снимают бесплатно, не составляют конкуренцию фотографам, работающим за деньги: здесь совершенно другой уровень.

Вот решите вы купить телевизор, например. Как вы это сделаете? Как подойдёте к вопросу покупки? Тут, опять же, 2 варианта: купите как у друга или соседа, так как уже сотню раз смотрели его, знаете, что к чему, или же пойдёте выбирать и просматривать разные варианты. Любой поступил бы так, мало кто просто забегает в магазин и берёт первый попавшийся, не обращая внимание на производителя и технические характеристики. Любой нормальный заказчик, решивший нанять фотографа, обратится изначально по рекомендации лица, которому он доверяет.

Также он может восхититься портфолио и обратиться к фотографу по этой причине. По большей же части он изучит, как подобную съёмку производит как минимум 2-3 фотографа, чтобы выбрать в сравнении. Вот на этом этапе происходит сортировка тех, кто работает бесплатно, и тех, кто работает за деньги. Поэтому я не думаю, что начинающие фотографы и все, кто снимает бесплатно, составят конкуренцию профи.

Гораздо хуже демпинг. Здесь речь идет не о сравнении бесплатных и платных услуг, речь идет о сравнении съемок нормально оплачиваемых и съемок низкооплачиваемых. Причины, почему фотографы снижают стоимость, очевидны — они не в состоянии построить коммуникации традиционными методами (реклама, репутация, портфолио) и прибегают к резкому снижению цен, что приводит к обрушению рынка и формирует привычку у заказчика снимать качественно и дешево. А такого, как все мы знаем, не бывает. Дело в том, что фотографы-профи, которые демпингуют, работают ради прибыли, а в случае низкой стоимости её просто нет. В итоге они, бедняжки, лишённые мотивации, начинают «лажать». Ещё важно видеть разницу между начинающей девочкой-фотографом, которая снимает недорого, и профессионалом, который сознательно сбивает цену. Поэтому бесплатные съёмки и коммуникации — хорошо, а демпинг и низкопроб — плохо.

Если вернуться к вопросу фотоагентства, то ещё одна задача — создать альтернативу демпингующим фотографам. Когда появится армия обученных фотографов, готовых снимать кто за интерес, кто за небольшую оплату, это однозначно повлияет на фотографов, намеренно занижающих стоимость услуг, возможно, что они исчезнут с рынка.

Проблема демпинга и в частности съёмок, которые делаются на скорую руку, некачественно, заключается ещё и в том, что у заказчика формируется какая-то неправильная разборчивость в визуальном ряде. Он не понимает, что круто, а что — нет, когда принимает решение, и в итоге на улицах появляется низкопроб. Именно этот низкопроб нас сегодня, к сожалению, окружает. Именно с ним и боремся.

Поскольку реклама всегда на самых видных местах, а бытие определяет сознание, мы живём в каком-то неправильном мире. Ещё по демпингу. Вот существует какой-то определенный заказ, связанный с рекламой. Поскольку я общаюсь с фотографами, которые занимаются рекламой в городе, знаю примерно расценки на подобные услуги. Когда заказчик обращается к фотографам, он всегда получает примерно одну и ту же цену, далее он может выбирать по стилю, по возможностям, по подходу. В случае демпинга заказчик выбирает по принципу «где дешевле».

— Не было мысли сделать в классическом понимании агентство, где будет сидеть человек и заниматься продажами и продвижением?

— Нет, не было. Изначально был именно момент, что оно будет некоммерческим. В этом смысл проекта, это его отличает от подобных. У нас, в принципе, как таковых фотоагентств не существует. Когда количество городов станет больше, мы начнём группировать фотографов с привязкой к городу.

Портфолио, представленные в фотоагентстве, изначально были отобраны по определенным критериям, существует модерация. Все фотоагенты находятся на примерно одном уровне развития, независимо от того, какой у них возраст. Все растут, заменяются фотографии, растёт и уровень агентства в целом. Некоторые фотоагенты уже перешли в разряд профи, у них есть свои постоянные заказчики, даже студии.

Момент, связанный с тем, что заказчик заходит на сайт и вынужден выбирать — это ключевой момент. На западе заказчик более разборчив в выборе, чем у нас, поэтому заказчик может выбрать фотографа, который будет отрабатывать именно его задачу. Который справится. У нас возникает проблема, кстати, чисто историческая. Мы находимся среди людей, которые не понимают разницы между некачественным и качественным изображением. У нас эту разницу убили ещё в СССР, где 80 лет мы имели дело с партийной пропагандой и отсутствием рынка, а потом было 10 лет экспериментов. Русская школа перестала существовать как культурная категория. Так что наша миссия — обучение людей фотографии. Мы хотим внести вклад в формирование разборчивости по части визуального ряда как среди фотографов, так и среди заказчиков.

— Если фотограф, который по всем параметрам находится внизу списка на сайте, то до него заказчик просто не доберется. Вы не боитесь создать манипуляцию востребованностью за счет расположения авторов в списке?

— Фотографы очень часто профилируются, кто-то больше снимает еду, у него на страничке представлено больше еды, кто-то снимает детей и так далее. Пока фотографов не очень много, глаз цепляется на общей страничке за нужное направление. Чуть позже сделаем разделы, будет сортировщик по направлениям и т. д. Сайт отдельный будет скоро.

— Но все равно основной человек при определении выбора заказчика — это модератор сайта.

— Отчасти да. Мы доводим до заказчика не всех учеников. Есть много учеников, которые не попали в фотоагентство, они просились, они присылали фотографии, но не прошли модерацию. Мы их не включаем. Включаются именно те, кто может справиться с заказом, выйти из ситуации какой бы она ни была. Разные бывают ситуации. А вообще критериев отбора много. Сейчас агентство находится в стадии формирования, и те вещи, о которых вы говорите, имеют для нас большой смысл, можно об этом задуматься. Над этим стоит работать. Но нужно же было с чего то начать.

Ссылка: http://www.gmphoto.ru/photostudio/gm_photo_agency

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=8654

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 01.06.2015 | 12:38. Соответствие Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru