Павел Оськин: Мир открыт, мир доброжелателен

На вопросы ответил организатор фотофестиваля Prague TAKEAWAY Павел Оськин.

Организатор фотофестиваля Prague TAKEAWAY Павел Оськин

Организатор фотофестиваля Prague TAKEAWAY Павел Оськин

— Как родилась идея проводить фотофестиваль Prague TAKEAWAY? И почему именно в Праге?

— Идея родилась, когда я познакомился с Игорем Сахаровым. Он приехал ко мне в гости в Прагу вместе с супругой. Мы провели вместе несколько дней: ездили, путешествовали, фотографировали утром, вечером — закаты, рассветы. Через месяц я провел мастер-класс в Санкт-Петербурге. Мы поняли, что можем делать постоянные крупные мероприятия.

Я как раз заканчивал в Праге строительство студии, где и решили собрать друзей, тех, кто ездит со мной в фототуры. Есть большое количество людей, готовых приехать в Прагу на уик-энд, провести несколько дней в самом красивом городе.

Мы решили проводить ежегодный международный фестиваль. В этот первый год, самый кризисный, мы планируемое количество людей набрали. Приехали фотографы из России, Чехии, Германии, Словакии, Латвии.

Начало хорошее, и дай Бог, чтобы фестиваль был шире, международнее. Мы не хотим простых, «сухих» мастер-классов, где каждый просто отчитал свою программу. Суть будет в неформальном общении, в знакомстве. Будем устраивать творческое общение после мастер-классов, проводить вечеринки.

Можно вместе сходить утром на съемку рассветную, поснимать панораму Праги, поработать на улицах. Получится классное времяпрепровождение по-хорошему фанатичных людей, которые преданы идее красоты, идее совершенства.

— Это коммерческое мероприятие?

— Безусловно, коммерческое, пока делать его бесплатным не получится. Сейчас мастерам нужно платить за работу. Игорь Сахаров, я думаю, «номер один», самый востребованный рекламный фотограф в России, его мастер-классы, школы, съемки расписаны на каждый день. Бесплатно сложно «вырывать» таких людей. Для Илоны Пулкстене, для Сахарова и для меня фотография — работа, мы должны зарабатывать. Мы делимся знанием в очень серьезном и нормальном объеме.

— Зачем фестиваль нужен участникам фототуров, в чем мотивация?

— Очень простая мотивация. Фототуры — особая атмосфера, такой пионерлагерь в хорошем смысле, некая общность людей, которые очень позитивно, дружелюбно настроены друг к другу, настроены делиться знаниями. Очень тоскливо стоять на рассвете в 4 утра одному. Радость — ничто, если ей не с кем поделиться (кто-то из великих, и он был прав).

Другое дело, когда с тобой восемь человек, которые, скорее всего, увидят то, на что поехали. Туры подобраны в правильное время, все организовано, ты четко знаешь, в какой день и где лучше снимать. В той же Тоскане я ежедневно слежу за прогнозом погоды, чтобы надежно поймать туманы.

Я контролирую разницу температур вплоть до пары градусов и знаю, что в этой долине будет прохладнее, и днем все туда, там по дороге заглянем в другое место, просто проедем километр, возможно, здесь туман — тогда останемся. Снять гарантированно красоту, если раньше там не был, будет очень сложно — проверено. Из фототура каждый участник обязательно привозит если не шедевры, то «нетленку». :-)

На фотофестивале происходит подобное общение, но гораздо большее разнообразие жанров, разные мастера и подходы. Но в основе то же стремление получить хорошие фотографии, научиться.

— Человек получает эмоции, едет за туманами. Но у десяти человек будут одни и те же фотографии одного тумана, это не эксклюзив. Здесь нет противоречия?

— Проверено на сто раз. Фотографируем, вечером разбираем, и фотографии у всех абсолютно разные. Я лишь даю советы, я показываю, как я бы снял, но я всегда говорю: «Ребята, ищите свое».

Вам даны точки, самая главная у нас точка — стена города Пьенца, где можно разбежаться на 300 метров друг от друга. Ты можешь найти свой ракурс, ты можешь использовать свое фокусное расстояние, ты обязан видеть. Солнышко встает, и рассвет длится 20 минут, и оно гуляет там, там и там кусочками, ты должен следить за этим, увидеть.

Я как руководитель кричу: «Вот это осветилось, работаем туда, работаем сюда». Но по факту, когда смотришь фотографии, они все разные, вообще все разные. Люди не снимают одинаково, это абсолютно ошибочное мнение. Фотографию «Морж» Вадима Балакина знаете по выставке? Их же там была куча народу, я их всех знаю, но «морж» красивый у Вадика, я больше не видел других.

Основное правило фототура у меня одно: «Ребята, ищите свой ракурс, ищите свою композицию».

— Это европейский подход — помогать другим фотографам?

— Я ездил в фототуры с разными фотографами, совместные проводили. У всех своя тактика. Дело в том, что есть люди фанатично повернутые (я не буду имена называть). Он ведет тур, он зарабатывает деньги, но становится в самое лучшее место, говорит «я тут» и не пускает никого, получая «эксклюзив». Я понимаю, что фанатики, да, это хорошо, но нарушается атмосфера, рушатся тонкие грани отношений. Я не жадный в этом плане.

У меня отснято там, куда я вожу. Я не везу тур туда, где я не был. Исключением была только Япония, но там ценник установили на уровне себестоимости. Людям просто объяснили: «Ребята, мы ничего не гарантируем, потому что не были там». В итоге все сложилось отлично, там чуть-чуть с количеством снега не повезло.

Я везу туда, где я был, откуда у меня есть красивые снимки. Именно мои фотографии продают тур. Для чего мне биться за жизнь, если у меня есть с этих точек красивые кадры? К тому же это бизнес, а бизнес — это система лояльности. Если человек привезет шедевры, привезет себе лучшие снимки, то он поедет снова, мне это интересно.

Я очень ценю атмосферу, для меня важно, чтобы все было дружелюбно. Все конфликты я погашу, найду нужные подходы. Я бы не сказал, что это какое-то европейское отличие от русского, все зависит от человека.

— Поздравлять с хорошей фотосессией для фотографов непривычно. У нас как-то исторически принято скорее ругать чужие работы. Фотограф не любит фотографа. Все фотофорумы превращаются в троллинг и ругань.

— Я радуюсь успехам других людей, и вообще здесь все этому рады. Любой человек от конструктивной критики станет лучше. Если я не комментирую фотографию, значит она мне кажется обыкновенной. Когда фотография хорошая, я всегда найду время написать, что это очень хорошая фотография. Коль человеку полезна моя критика, я напишу в личку. Ведь это элементарные правила вежливости, они должны быть. Вежливость и такт, по-моему, самое необходимое в человеческом общении.

Самое интересное, у меня не было ни одного тролля. Вернее, был один, у меня же достаточно популярный блог (сейчас ЖЖ, правда, умер), там 10 тыс. читателей, только сейчас там комментирует 3-4 человека из постоянных, самых верных читателей, раньше было по 200-300 комментариев. Один завелся, политический тролль, с обычным «да вы тут понаехали, налоги не платите». Я просто не отвечаю на такое. Они же кормятся этим — тролль кормится твоим гневом, как только у тебя нет гнева, троллю нечего есть.

— Каким будет фестиваль через два-три года?

— Безусловно, идея будет развиваться. Я хочу больше людей, фотографов, которых я знаю, уважаю, люблю, так много, чтобы эта площадка их не выдерживала, и я найду другую площадку.

Мы, конечно, будем искать спонсора, фотопроизводители прекрасно поддерживают такие мероприятия, продавая и рекламируя свои услуги и бренды, и мы придем к этому. Я сделаю все возможное, чтобы привлекать спонсоров, которые будут оплачивать мастеров. К сожалению, сейчас не было совершенно времени на подготовку, поиск, организацию. Мы просто решили собрать людей, желающих поехать, но мы даем им за это знания. Знания и адекватное потраченным деньгам времяпрепровождение.

Моя цель расширять, расширять, расширять фестиваль. Чехия очень любима русскими. Все в Прагу летали. Если кризис не усугубится, у людей будут деньги приехать на длинный уик-энд. Я думаю, в следующем году мы попробуем сделать не три, а 4-5 дней.

Я просто отобью организационные расходы, остальное заплатим лекторам. Для меня это повод собрать прекрасных людей. Я очень рад, что он удался в таком тяжелом году, значит он удастся и в следующем.

Мы подтягиваем фотографов из Праги, тут много русских фотографов. Фотогруппа Праги в интернете насчитывает 400 человек (я, конечно, не думаю, что там все фотографы, но их много). Будем приглашать людей из Екатеринбурга, Москвы и Петербурга, из Краснодара, Ростова, Липецка — из разных городов люди будут приезжать. Мы сделаем все возможное (а «мы» — это я и Игорь Сахаров, он мой соорганизатор фестиваля), чтобы расширить мероприятие и сделать максимально доступным для людей.

— Миф о том, что Чехия — фотографическая страна, соответствует действительности?

— Люди тут любят фотографию — это 100%. Странно, но мне кажется, что люди не любят сами фотографироваться. Семейные фотосессии, которые я видел из предложений по фотографами, по студиям — уровень ниже среднего, потому что заказчик ниже среднего. Нет этой культуры, получить действительно хорошую фотографию. Есть обязанность прийти, сделать к рождеству семейную фотографию, подарить бабушкам и дедушкам, и чаще всего она примитивная.

Есть второй вопрос, Чехия дала как минимум Саудека. Саудек — абсолютный гений, почитаемый, вся страна его любит и вся страна всегда на его выставках, его репродукции покупают и книги. Саудек для меня — некий Дали как в художественном мире, так и в реальном. Он новатор, провокатор, человек с абсолютно уникальным видением.

Была чешская старая школа. Тот же Саудек, другие фотографы, которые занимались черно-белой, репортажной фотографией. Я увлекаюсь пейзажем и повернут на пейзаже, и каких-то гениальных чешских пейзажистов я не знаю.

— Со стороны чешских фотографов есть ревность к «понаехавшим» труженикам объектива из России?

— Я не ощущаю. Здесь есть фирма «Диджифото», у которой я раньше арендовал студию. У них три студии в Праге, оснащены на среднем уровне, но они построили очень удобный онлайн бизнес: видишь занятость всех студий, у тебя постоянный договор, ты можешь выбрать время, быстро можешь отказать. Очень удобная система. Я бы ее себе хотел, но эта система дорогая, и для одной студии ее разрабатывать неэффективно.

Я хозяина «Диджифото» Томаша приглашал на этапе строительства, показывал ему студию, спрашивал его совета. Томаш ходил, ахал и охал, радовался. И он мне все рассказывает, хотя я строю конкурента его бизнесу, пусть немножко в другом сегменте, но чистого конкурента. У него искренняя радость в глазах, и он говорит: «Скрещиваем пальчики, чтобы у тебя все получилось. Позови меня, когда все закончишь, интересно посмотреть».

Вообще русофобия для Чехии — миф. Я видел одного за 8 лет жизни здесь, это сосед сверху, старик. Вся его русофобия заключалась только в том, что он не здоровался в ответ, когда мы здоровались. Он не может простить Пражскую весну. Мы, наши предки, на 20 лет оттянули его путь в хорошую жизнь, и я в какой-то мере его понимаю. Больше ни одного русофоба я не видел. Люди здесь крайне доброжелательны.

— Какие ожидания связаны с фотостудией?

— Я многого жду от нее, потому что я вложил больше души, чем денег. Она создана моими мыслями о том, какой должна быть идеальная студия, идеальное место для человека творческого, для жизни.

Прежде всего я здесь жду своего роста, своего совершенствования. Я давным-давно забросил портретные съемки, я учился у Василия Фетисова и до эмиграции сюда много снимал с «Фэйм-студио». Люди были мне интересны, даже фэшн был интересен, рекламные съемки. Я приехал сюда, погрузился в пейзажи.

Но вот в последнее время я немного заскучал и, можно сказать, что заново полюбил людей. Я начал находить интерес в человеке, в его личности. До этого моя идея была находить самые красивые точки в мире и через свою призму показывать их своим читателям, зрителям, друзьям. А сейчас у меня такой же интерес проявляется к людям.

Что такое снимать в наемной студии? То же самое, что тебя послали дрова рубить и дали нож. Ты, конечно, что-то им сделаешь, но не совсем то, что бы ты хотел и как ты хотел.

Своя студия — все как ты знаешь, как ты любишь, и у тебя уже больше нет оправданий, чтобы не совершенствоваться. Я хочу этого для себя и для Тани (супруга Павла, фотограф, — прим. мое) в первую очередь. Аренда студии и все остальное — вторичное, здесь вложено много денег, и надо, чтобы они отбивались и приносили мне доход, но больше всего я хочу своего роста.

— Что может сподвигнуть фотографа из Екатеринбурга приехать в Прагу, в студию, и здесь поснимать?

— Мы с Димой Куниловым просчитывали съемки, рекламные заказы здесь и в Екатеринбурге. В принципе, они были примерно одинаковые по стоимости. В съемке все: стоимость моделей, реквизита, визажистов, пространство студийное.

— Здесь визаж, конечно, лучше…

— Не сказал бы, что визаж, мне вот Светы Корбан здесь очень не хватает, много чего лучше. Здесь и выбор моделей больше, профессиональных настоящих моделей. В Екатеринбурге 20 лиц, которые на всех рекламах, которые уже приелись. Множество условий, которые здесь лучше. Соответственно, с серьезным проектом фотограф может прилететь сюда и сделать его здесь. Ну и плюсом: если у тебя попутно классические свадебные заказы, то молодоженам сняться в Праге в студии, на Карловом мосту, во всех закоулках Праги в 100 раз лучше.

— Как стать «человеком мира»?

— Со мной это случилось здесь. В Екатеринбурге я был зажат во внутренней тусовке, и для меня, и для любого, проблемно было выехать за границу. Здесь мне легче, я мог планировать поездки. Я понял, что когда ты здесь, весь мир открыт для тебя. Мне сначала были нужны визы, но здесь их получить проще. Сейчас у меня ПМЖ, не нужны и визы. Я стал путешествовать, но это только возможность, она не у каждого есть.

Переход произошел во мне, когда я принял местную ментальность, охренел от нее. Это стало моим правилом жизни: не бояться общаться. Не бояться подойти к простому незнакомому человеку и сказать: «Привет, как дела, ты откуда?». Спросить все, что тебя интересует. Люди невероятно дружелюбные, люди невероятно открытые. У меня друзья есть во многих странах, есть очень близкие друзья из Италии, которые, скорее всего, на фестиваль прилетят. Куча друзей в Исландии, которые хотели, но там не получается приехать. В Боливии, в Испании. Люди открыты. Российский менталитет предполагает не общаться с незнакомцами без надобности, и он был у меня. Я не скажу, что это плохо, но здесь не так. И сейчас я понимаю, что мне здесь лучше, общение прокладывает новые дороги в жизни.

Как моя любовь к Тоскане началась? Я, конечно, слышал, что есть такая Тоскана. Мой итальянский друг Паоло, с которым познакомились абсолютно случайно на отдыхе, сказал: «Ты не был в Тоскане? Ты не пробовал свежевыжатое оливковое масло? Ты ничего не знаешь, поехали. Я нарисую маршрут, все сделаю».

В первый раз он меня за шкирку притащил в Тоскану. На данный момент я был там в общей сложности 30 раз. Месяцы проводил, выискивая красивые точки. И это обычное знакомство, которое меняет жизнь. Люди меняют наши жизни, мы можем взять лучшее от людей, и здесь люди позволяют взять все. Глупость, что здесь не умеют дружить — умеют, люди здесь всегда хотят помочь.

Если вы фотограф и вам хочется критики, вы ничего не ждите. У вас есть любимые фотографы, просто напишите им, и я уверен, что половина, если не больше, откликнется.

Мир открыт, мир доброжелателен, не надо этого бояться. Это мой девиз!

Сайт фотографа: http://phototour.oskinpavel.com/.

Авторские фототуры Павла Оськина на 2017 год

Авторские фототуры Павла Оськина на 2017 год

Фотография: Андрей Кузнецов.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=9701

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 29.02.2016 | 12:59. Соответствие Интервью, Фотографы. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

3 Комментарий для “Павел Оськин: Мир открыт, мир доброжелателен”

  1. [...] Интервью с организаторов фестиваля Prague TAKEAWAY Павлом Оськиным: http://photoekb.ru/?p=9701. [...]

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru