Игорь Сахаров: Нужно учиться, идти вперед!

Предлагаю вашему вниманию интервью, которое мне любезно дал Игорь Сахаров во время фотофестиваля Prague TAKEAWAY.

Игорь Сахаров: Нужно учиться, идти вперед!

Игорь Сахаров: Нужно учиться, идти вперед!


– Чем могут быть интересны фотографам фотофестивали и мастер-классы, подобные Prague TAKEAWAY?

– Я всегда своим ученикам говорю: нужно учиться, идти вперед. Это движение по ступенькам: поставили цель и тянемся к ней. Достигли, на одну ступень поднялись – следующую запланировали, снова достигли, и вот так, понемногу, на самый верх. Недаром говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Надо развиваться и учиться.

Но в выборе учителя тоже не все просто: многие из тех, кто читают мастер-классы, делают эффектные вещи чисто интуитивно – и не могут потом внятно объяснить, как они этого достигли. Смотрите не только на портфолио учителя, стиль и мастерство которого вам понравились. Найдите его учеников, посмотрите на результаты их работы, почитайте отзывы.

Если учитель хорош – он сумеет донести знания, сможет объяснить их на мастер-классе, просто и доступно. Конечно, до этого можно дойти и самому – но на это потребуются годы проб и ошибок. Сейчас все так стремительно двигается вперед, что у вас просто может не быть возможности тратить эти годы на собственный опыт. Проще, когда тебе покажут те, кто это умеет делать отлично.

Здесь же, на Prague TAKEAWAY собрались замечательные учителя. Не упускайте свой шанс стать лучше с теми, кто за руку проведет вас по пути фотографии.

– Есть ли для преподавателя разница между профессиональным фотографом и любителем?

– Нет никакой разницы, мне все равно. Мне даже проще, если человек с нуля – он не испорчен ошибочными знаниями. Профессиональный фотограф мог саморазвиваться, но не в том направлении. У меня были ученики, которых я переучивал – вот там было тяжело ломать. Когда к тебе приходит человек «с чистого листа» – это всегда проще.

– За ограниченное время обучения на мастер-классе можно успеть дать что-то важное?

– Да. Многие не понимают, как распределяется свет, и я с точки зрения физики объясняю это. Свет – физическое понятие. Есть три железных правила, которые всегда действуют, но обычно никто не их помнит, или же, допустим, в школе плохо изучали физику. Начнем с того, что большинство считает, что мы видим падающий свет. Мы видим не падающий свет. Свет падает на объект, отражается от него и информация об объекте поступает уже к нам в камеру, в мозг, в глаз и так далее. То есть, все в обратную сторону получается. Эти и другие базовые вещи я рассказываю на мастер-классах, в самом начале.

– Где вы сами обучались фотографии?

– У меня хорошее образование: физико-математическая школа, затем профильный технический вуз, с красным дипломом. Физика мне всегда чертовски нравилась, и я любил геометрию. Это вошло в основу моих разработок по студийному свету.

Я закрывался в студии и экспериментировал, убеждался в том, что эти правила работают, что классно получается. И огромный плюс – у меня еще «старая школа», пленочная, я не люблю фотошоп, я предпочитаю чистый взгляд. Раньше ошибки стоили очень дорого – снимать рекламу на слайд нужно было с двух-трех дублей. «Накосячил» где-то, свет плохо поставил – пересъемка. За твой счет. Отличная была школа, чтобы научиться безошибочно снимать с первого дубля.

Я знаю, что можно все сделать в фотошопе – нарисовать объем, поставить блики, тени. Но мне это не интересно, потому что я – фотограф, и я сам себе в первую очередь доказываю, что я сделаю это все легко, и с помощью света, как должен работать истинный фотограф…

Сейчас же многие просто ленятся думать, а съемка в студии — неторопливая вдумчивая работа. Нужно включать голову и размышлять.

– Многие ставят модель и делают много-много кадров, чтобы потом что-нибудь выбрать. У васдругой подход?

– Да, я делаю один кадр. Я иду в студию и знаю, что хочу получить в итоге, и умею добиваться именно этого результата. Только тогда, когда я вижу ту свою идею, которая была у меня в голове, и вижу это через объектив – то нажимаю кнопку.

– Сколько вы делаете дублей, чтобы потом из них выбрать?

– Я не делаю много дублей, максимум – 4 технических и все.

– Но прелесть цифры – в возможности многократной съемки, делать побольше кадров…

– Я привык думать.

– Это созданный подход, методология?

– Да, это осознанный выбор. Многие начинают снимать, когда они не знают, что они в итоге хотят, «вдруг что-нибудь да получится». У меня всегда принцип такой: «вдруг откуда не возьмись, ничего и не взялось». Если изначально нет идеи, то надеяться на случай – смешно и непрофессионально.

– Получается это донести до аудитории?

– Конечно.

– Когда кто-то из учеников пошел дальше, вы наблюдаете за их творчеством?

– Я всех учеников, которые пошли работать именно по профессии фотографа, отслеживаю. Они часто приходит ко мне, консультируются, – я всегда подсказываю.

– Как вы относитесь к тому, что к вам неожиданно обращается фотограф за советом или с вопросом?

– Стараюсь помочь. Мне такие письма постоянно приходят – «подсказать, как». Я люблю увлеченных профессионалов фотодела. Но только тех, которые не зазвездились, у которых не началась звездная болезнь, высокомерие, пафос. Я скажу так: какой бы ты ни был профессионал в своей сфере, оставайся человеком. Это дороже любых «понтов».

Когда ко мне приходят известные люди на съемку, я сразу вижу, кто достиг славы за счет своего таланта, а кто за счет чего-то другого пролез. Распальцовка начинается у тех, кто ничего из себя не представляет. А те, кто выбрался за счет таланта и труда, те спокойные, скромные и нормальные люди.

– В чем принципиальное отличие среднего формата от других при студийной работе?

– Средний формат, в первую очередь, заставляет думать. Там нет такой скорострельности, как на узких камерах – несколько кадров в секунду. В среднем формате нужно понимать, когда нужно нажать кнопку – это раз. Во-вторых, большой динамический диапазон. Чем больше формат, тем он выше. Тем больше переходов градации от белого к черному.

– В какую технику лучше инвестировать средства?

– Фотоаппарат – всего лишь инструмент. Я всегда говорю – он должен быть таким, чтобы не мешал работать.

Я больше внимания отношу к профессиональному свету, к его качеству, потому что мы изначально рисуем светом. Мы фиксируем результат камерой, да, но красоту фотографии задает только хороший свет. Я снимаю даже не сами объекты, а фотографирую красивый свет на них. С помощью объектов стараюсь подчеркнуть красивый свет.

Камера здесь не столь важна. Все эти фотоаппараты практически одинаковы. Что такое фотоаппарат? Это объектив с приделанной к нему коробочкой с затвором. Они-то все одинаковые, а вот оптика – это самое главное. Вот эти вечные споры «Кэнон – Никон»…

Выбирайте камеру по оптике – какая лучше всего подходит для ваших целей. Фотоаппарат – это не более, чем инструмент.

– Сейчас, когда все стали фотографами благодаря смартфонам…

– Сейчас, как говорит один мой знакомый, «фотографов больше, чем населения на земле».

– Не девальвируется профессия?

– Девальвируется. Профессионалы остались такие же, просто стало больше мусора и среди него сложно отыскать нужное зерно. В свое время в каждой профессии появляется масса непрофессионалов. Когда-то бухгалтерами было модно становиться, менеджерами, потом банкирами, затем – психологами. Сейчас на первый план выходит профессия столяра и токаря. Те, кто в фотографию наиграются, со временем поймут, что все не так просто. Хорошо зарабатывает не так много современных фотографов, основная масса снимает за миску супа, за радость. Проголодаются, повзрослеют умом – уйдут в другие, более стабильные профессии.

– Какие у заказчика должны быть основные критерии при выборе фотографа?

– Сейчас заказчик смотрит на цену и на рекламу. Я говорю – куча фотографов появилось, бог с ним, меня это не расстраивает. Расстраивает то, что сейчас восприятие людьми фотографии стало хуже. Раньше разбирались где хорошее, а где плохое, не было такой массы «фоток». Сейчас, кто громче и ярче крикнул в инстаграме или в фейсбуке, что он крутой, к тому и пойдут. Принцип из Америки – сам не похвалишь, никто не догадается. Вот все себя и хвалят, снимая зачастую откровенную ерунду.

Конечно, заказчик к таким фотографам, на шум поднятый в соцсетях приедет, и как правило, просто потеряет деньги. У меня часто бывало: ко мне приходят, узнают цену, говорят: «я видел у другого фотографа подешевле». Ну, сходите к нему. К одному сходят, снимут – плохо. Потом ко второму, к третьему, потом все равно возвращаются со словами: «Я так и не смог получить качественную работу». Да, парень, ты действительно выкинул кучу денег и ничего не получил. Давай теперь нормально работать.

– Можно ли заказчикам прививать чувство вкуса?

– Нет, никак. А как прививать?

– Создавать профсоюзы фотографов и учить клиентов, рекламировать и продвигать хорошую фотографию?

– Профсоюзы сейчас в России сложно создать. Мы пробовали это сделать, и институт фотографии организовать, но ведь это означает в каждом кабинете заплатить бешеные деньги.

– На западе у фотографов есть сертификаты…

– Хороший путь. Почему у врача должен быть сертификат, а фотографа нет? Я за сертификацию, но пока властям не до этого. Путей нет, и создавать их некому.

– Какие плюсы и минусы вы видите у фотофестиваля в Праге?

– Плюсы в том, что это центр Европы – это и к России близко, и от Германи недалеко, Австрии. Все могут собраться в одном вместе.

Во-вторых, это город потрясающий, мой любимый город во всем мире. Где хороший климат, шикарная кухня, и люди добрые. Сам бог велел здесь фестивали проводить.

– Вы участвовали в предыдущем мастер-классе, как слушатель, как рядовой участник (мастер-класс мастер-класс Илоны Пулкстене «Создание художественного образа модели — мира иллюзий, где обычные вещи приобретают новый смысл», – прим. Ред). Вам интересно было?

– Конечно, я всегда с удовольствием учусь. Невозможно все познать. Это глупо заявлять: «я знаю все!», потому что фотография многогранная, узнать ее до конца просто невозможно. Можно получить некий опыт, но все равно постоянно что-то происходит, появляется новое, меняется мода, совершенствуется фототехника.

– Вы много тратите время на мониторинг работ других мастеров?

– Я стараюсь задавать моду сам. Закрываюсь в студии и начинаю экспериментировать. Снимки объектов в минералке – в пузырьках видели? Началось с моих работ.

С удовольствием рассматриваю хорошие работы других фотографов, и если вижу что-то действительно интересное, вдохновляюсь, начинаю работать в этом направлении. Вижу, что там допущены ошибки, и делаю иначе – начинаю добиваться лучшего результата. Я сразу могу сказать, как на той или иной работе стоял свет – по теням, по бликам. Зачастую, просматривая учебники по фотографии в переводе, где автор учит с разбором картинки, вижу что там изображено одно, в описании второе, на схеме – третье. То ли он забыл, как он снимал, то ли не хочет рассказать…

– Вы не боитесь, что научите себе конкурентов?

–Я конкурентов никогда не боялся. Конкуренция, наоборот, подтягивает, не оставляет тебе возможность сидеть на месте, расслабляться, а заставляет быть в тонусе.

У меня в генах заложено – быть первым. Сейчас пришли результаты конкурса «Фотограф года», я занял одно из первых трех мест, приглашают – приезжайте на награждение. Я поеду только в том случае, если я займу первое место, другого места не существует.

– Вы тоже участвуете в конкурсах, оправляете работы?

– Да, постоянно. Сейчас я собирал команду на кубок мира – мы вошли в десятку. Результаты будут объявлены 14 марта в Португалии, кто завоевал серебряную и бронзовую медаль в каждом жанре. Я знаю, что я вышел в первую десятку фотографов по портрету. Мне всегда дают награды за портрет, хотя я предметный фотограф. (На этом конкурсе сборная команда России, участвуя впервые, получила второе место, а Игорь Сахаров заработал личную Серебряную медаль в категории «Портрет», – прим. Ред.).

– Если бы к вам обратились начинающие фотографы, с вопросом как и чему учиться, что бы вы посоветовали?

– Начать нужно с инструкции к фотоаппарату, и не забыть про учебник физики за 9-й класс – этого достаточно. В любой мастер-класс первого уровня нужно вместить две элементарные вещи: устройство фотоаппарата и учебник физики 9-го класса, раздел оптика. Там все прекрасно расписано. Я это пересказываю своими словами, с уровня собственного опыта, а люди находят это открытием: «Господи, так мы это еще в школе проходили».

– Чем обусловлена специализация фотографов?

–В принципе, основа фотографии везде одинаковая, она в свете. Вот Паша (Павел Оськин, организатор фотофестиваля, – прим. Ред.) замечательно природу фиксирует, я же люблю самостоятельно рисовать светом, но при этом я все эти световые схемы подсматриваю там же – в живой природе. В студии просто никогда ничего не капает, сухо, тепло, днем можно создать ночь, ночью создать день. Наверное, я в отличии от Паши, люблю комфортные условия работы.

– Те, кто в этот раз были на вашем мастер-классе, в следующий раз, на следующем фотофестивале какие знания смогут получить?

– В следующий раз я буду совершенно другое рассказывать. Это что, время, 5 часов на урок? Это ни о чем, это начало только. Я могу провести мастер-класс на 10 дней – информации море. Я же не учу схемам света: я учу приемам, умению видеть и понимать свет, управлять им.

Чем отличается профессионал от любителя? Любитель знает три приема, профессионал знает триста тридцать три приема, и он всегда их может смиксовать и получить какую-то определенную схему. Она никогда не бывает одинаковой на двух разных объектах. Она может быть разной на одном и том же объекте. Мне всегда говорят: «Есть большая разница, снимать людей или предметы». Я отвечаю: «Законам физики подвластны и те, и другие». Свет распределяется по законам физики. Я сегодня на мастер-классе докажу, что неважно какой объект ты снимаешь, законы света остаются одними и теми же.

Источник изображения: аккаунт Игоря Сахарова в ФБ, https://www.facebook.com/Sakharov.igor .

Сайт фотографа: www.igorsakharov.com/.

Фотографии с фестиваля тут.

Интервью с организатором фестиваля Prague TAKEAWAY Павлом Оськиным: http://photoekb.ru/?p=9701.

Интервью с Илоной Пулкстене: http://photoekb.ru/?p=9730.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=9814

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 06.05.2016 | 12:54. Соответствие Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

1 Комментарий для “Игорь Сахаров: Нужно учиться, идти вперед!”

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru