Василий Воинов: Гонорар фотографа может достигать 150–160 тысяч рублей

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил фотограф Василий Воинов

— Василий, когда начинается разговор о коммерческой фотографии, то первое, что приходит на ум большинству, — это свадебная фотография. Действительно ли свадебная фотография формирует основной заработок профессиональных фотографов?

— Не буду обобщать и говорить за всех фотографов, но свадьба — это одно из немногих мероприятий, где люди действительно готовы платить за труд фотографа серьезные деньги. Свадьба — это вообще повод разорить людей: там платят за совершенно непонятные, ненужные вещи. Это такое событие в жизни, при котором люди готовы разбрасываться деньгами, и фотографу в этот момент проще получить адекватное вознаграждение за свою работу.

— Есть ли у современных екатеринбургских фотографов возможность иметь постоянный системный заработок, который позволяет прогнозировать, вести бизнес с планированием, с инвестициями, с амортизацией?

— Наверное, такие фотографы есть. Но кроме Дмитрия Лошагина я не знаю ни одного. Студийные фотографы живут циклически: стихийно «нарастают» и столь же стихийно исчезают. Им на смену приходят новые. И только Лошагин — единственный долгоиграющий хорошо оплачиваемый фотограф.

— Каков размер максимального гонорара за свадебную съемку в Екатеринбурге?

— В целом оценить сложно, на рынке существует огромный разброс цен. Начинающие фотографы могут снимать бесплатно, для того чтобы сформировать портфолио. Некоторые снимают для портфолио всю жизнь и умирают, так и не доделав его. То есть на рынке всегда есть люди, готовые снимать свадьбу за идею, просто потому, что им кажется, что они потом получат картинки, благодаря которым они когда-то потом найдут клиентов.

Что касается «потолка», то это 150–160 тысяч рублей. Я знаю клиентов, которые столько денег отдали за фотографирование.

— Что для тебя фотография — ремесло или искусство?

— И то, и другое.

— Во время свадебной съемки существует определенная «обязательная программа» для создания некоего стандартного набора фотографий? Или все же фотограф вносит элементы искусства, создавая авторские фото?

— Опять-таки все бывает по-разному. Хочется думать, что искусство в свадебной фотографии присутствует. И, честно говоря, иногда оно там действительно бывает. Но в целом это скорее ремесло, некий стандартный сервис. Во всяком случае, платят там чаще не за искусство.

— Ты работал со свадебными фотографами в Америке. С точки зрения бизнеса отличается ли Америка от нас?

— Конечно, отличия есть. Прежде всего, это уровень гонораров. Вот буквально вчера я слушал, как востребованный нью-йоркский свадебный фотограф Гульнара Самойлова отвечала на вопросы фотографа Ласло Габани. Их диалог транслировался в Интернете. Так вот, она рассказывает, что год или два она работала ассистентом за совершенно смешные для Нью-Йорка деньги, получая где-то 250 долларов за свадьбу. У нас, в принципе, достаточное количество народу за эти деньги работают. Сейчас у нее начальная цена — 5 тысяч долларов. За отдельную цену идут фотосъемка и все файлы со свадьбы, дополнительные вещи, такие как фотокнижки. В среднем выходит 15–20 тысяч долларов.

При этом технологически снимает она так же, как и мы. Глобализация привела к тому, что технологии съемки сейчас одинаковы во всем мире. Везде одна техника, одна мода. Она разнообразна, но она одинакова.

— Свадебное фото — это нечто застывшее, постоянное или из года в год появляются новые тенденции?

— Есть люди, которые работают в стабильной манере и не изменяются год от года. Но в целом определенные изменения в тенденциях присутствуют всегда, потому что любой бизнес, особенно такой визуальный, как мода и фотография, но требует постоянного движения. Была мода на красивые постановочные снимки, на фотографию в парках, на репортажную манеру съемки. Все эти тенденции появляются на Западе, потом достаточно быстро доходят и до нас.

— Что из себя представляет готовый продукт свадебной фотосъемки?

— Книги. И там, и здесь это фотокниги. В Нью-Йорке очень популярны и востребованы веб-галереи. Это обусловлено развитием Интернета и транспортными проблемами: там никто не готов тратить несколько часов для того, чтобы добраться до студии и отсмотреть фотографии. У нас, как правило, это диск с фотографиями и фотокнига.

— У нас в городе есть организации, которые могут делать фотоальбомы мирового качества?

— У нас первой была студия «Фолио» Андрея Калугина, сейчас открывается еще сразу несколько. Там можно делать действительно интересные вещи, в том числе большие фолианты с печатью на пластике, коже, стекле, металле. Как правило, в подобных альбомах 20–30 страниц. Есть в нашем городе и возможность печатать фотоальбомы полиграфического качества на мелованной бумаге. Раньше полиграфические книги я печатал за рубежом, но проблема доставки становится основной причиной, из-за которой я перешел на местную печать. Так, под Новый год до меня просто не дошла партия отпечатанных книг. Они застряли где-то в недрах почтовых и курьерских служб и уже больше полутора месяцев не могут до меня дойти. И я просто не знаю, увижу ли их когда-нибудь.

— Сколько свадеб нужно снимать ежемесячно профессиональному фотографу, для того чтобы обеспечить себе приемлемый уровень дохода?

— Идеальным вариантом для меня были бы 4 свадьбы в месяц. Сейчас я делаю чуть меньше — не каждую неделю удается отработать заказ. Но я знаю людей, которые снимают по 50 свадеб в сезон, это больше 10 свадеб в месяц. Работают не только в пятницу и субботу, но и в другие дни, успевают обслужить по две свадьбы в день.

— С точки зрения своего опыта и опыта американского, какая модель бизнеса для фотографа наиболее приемлема?

— Скажу честно: я отвратительный бизнесмен. И потому говорить об идеальной модели мне сложно. Да и нужно сказать честно, что живу я не только свадебной фотографией. Есть корпоративная съемка. Не так давно я полтора месяца ездил по северам, снимал строительство газовых промыслов — так там денег намного больше.

— Что должно произойти для того, чтобы клиенты поняли, что фотография стоит немалых денег, и начали адекватно платить за работу фотографу?

— Это зависит только от самих фотографов. И для этого мы должны сделать очень многое. В первую очередь, начать превращать свою деятельность в нормальный бизнес. К сожалению, многие этого не понимают и рушат всю структуру.

Более того, и сам я не могу сказать, что моя деятельность — нормальный отлаженный бизнес. Это всегда какая-то авантюра, некое стояние на грани. Я зарабатываю деньги, но бизнес, на мой взгляд, это отлаженный рабочий процесс, который может работать и без своего создателя. У меня не так.

— Выходом могло бы стать фотоагентство. Но что оно дает фотографу в обмен на часть денег от его работы?

— Фотоагентство предоставляет ресурсы, бренд, помощь и поддержку, деньги. Тогда человеку выгодно работать на агентство. Кроме того, многим удобно не брать на себя ответственность, да и вопросами рекламы, клиентской базы также занимается агентство. Буквально лежишь на печи и ждешь телефонного звонка. Есть звонок — идешь, снимаешь. Отдал файл — и свободен. Получи деньги и не заботься о дальнейшем результате. Обработка фотографий, отбор, переговоры с клиентом — уже забота агентства.

— Почему наши фотографы не формируют вокруг себя культурную среду, не проводят выставки?

— Ну это надо спросить наших фотографов. Вот я — ленивый, поэтому не занимаюсь этим.

— Можно ли сказать, что в Екатеринбурге все-таки есть рынок фотографии?

— Конечно, есть. И есть свой потребитель. Кто-то живет за счет портретной или семейной фотографии, свадебных или репортажных съемок. Есть универсалы, которые могут все. Есть люди, которые содержат студии, есть те, кто работает без них.

Готов ли ты продавать свои фотографии, отпечатанные в хорошем качестве, в качестве элементов дизайна интерьеров?

— Сложный вопрос. Дело в том, что такого рынка у нас действительно не сформировалось, и создавать его в одиночку безумно сложно. Для создания таких постеров нужно затратить массу усилий, сделать очень много работы. И продавать их потом за 3–5 тысяч просто неинтересно. Пока системы дистрибьюции нет, самостоятельно заниматься этим я смысла не вижу.

Беседовал Евгений Потапов.  Источник: http://urbc.ru/266795-vasilij-voinov-gonorar-fotografa-mozhet-dostigat-150160-tysyach-rublej.html

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=985

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 31.01.2011 | 15:35. Соответствие Василий Войнов, Интервью. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

  • Может ли фотограф для продвижения своих услуг использовать известные фотографии других фотографов?

    Результаты

    Loading ... Loading ...

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru