Подушка жёсткая, одеяло кусачее!

На сайте «Уральской федерации профессиональных фотографов» опубликовали статью с интригующим названием «Прайс — это ценник или обман»?

Статью перепостил в Фейсбуке уважаемый Илья Строков. Перепостил, но потом удалил, после нескольких комментариев (в том числе моих). Тем не менее, статья стоит того, чтобы её обсудить как по существу, так и по форме. Автор статьи, как я понимаю, фотограф УФПФ. Обычно статьи, особенно маркетинговые и предназначенные для заказчиков, пишут специально нанятые за деньги копирайтеры, но тут обошлись своими силами. Потому, честно показали кухню по ценообразованию, и, так сказать, идеологическую.

Подушка жёсткая, одеяло кусачее!

Подушка жёсткая, одеяло кусачее!

Смысл статьи в том, что крутые фотосессии, они дорогие, потому что у фотографа много затрат. Автор достаточно подробно излагает, какие опции формируют себестоимость сессии.

В первую очередь, это «зарплата» фотографа — 30 000 рублей в месяц. Как считает автор, фотограф, «живя без особых излишеств», именно столько «захочет денег лично себе, для проживания и питания». То есть, для фотографа УФПФ стиль жизни — «отбивать» на фотосессиях проживание и питание, без особых излишеств. Подход понятен, снижение издержек и экономия на всем. Дальше перечисляются амортизация фотографической и компьютерной техники, затраты на ретушь, визаж и причёску.

В итоге, если можно так сказать, «базовая» стоимость сессии, рассчитанная из обоснованных затрат, определяется в 10 000 рублей. Следовательно, в УФПФ всё, что выше этой суммы, идёт в «прибыль». Всё, что меньше — фактически спонсируется собственниками бизнеса и вычитается из ФЗП фотографа (шутка).

Почему я решил, что статья предназначена для заказчиков? Любой редактор, помимо прямого обращения к целевой аудитории, сразу «вычислит» вялые маркетинговые «крючки», которые, как думает автор, будут «цеплять» клиента.

Цитирую, абзацами, как есть.

«Что еще нужно для проведения качественной фотосессии? Конечно визаж и прическа! И пусть люди, которые говорят, что сами накрасятся и причешутся – идут в сад! Фотомакияж – это немного не то, что вы думаете, милые дамы. И потом, когда через пару лет вы будете показывать свою фотографию знакомым или любимому, а в ответ услышите, — а чего ты, как лохудра. Вы не вспомните, что это именно вы настояли на том, что не нужно ни визажа, ни прически. Вам придется пенять на фотографа и говорить, — да это фотограф меня так снял. Так вот, визаж и прическа – это важные элементы фотосессии».

«Если вам предлагают макияж и прическу за 300-500 рублей – смело крастесь и причесывайтесь сами, т.к. тот, кто предлагает услугу за такую сумму, лучше чем вы не сделает – точно! Хороший (профессиональный, красивый, запоминающийся, каким можно смело похвастаться и от которого получаешь удовольствие) женский макияж и прическа стоят от 2 тыс. рублей».

«Если ваша фотосессия будет проходить не на природе, не у вас дома, то, скорее всего, она будет в фотостудии. Это может быть интерьерная студия с большим окном, или студия без окон, но с крутым оборудованием, или студия не обозначившая свои преимущества. Так вот, будьте готовы к тому, что в стоимость фотосъемки включат аренду этой студии. А цена в данном случае колеблется от 500 до 3000 рублей за час Студия с ценой аренды в 500 рублей, скорее всего, будет сараем или подвалом, в котором может быть и можно сфотографироваться креативно, но, поверьте, те фотографы этого не сделают. А вот цена аренды приличных фотостудий начинаются от одной тысячи рублей»

«Далее, если вы хотите фотографии эффектные, которые будут действительно профессионально смотреться, фотографии, которыми вы и ваши родственники будут постоянно наслаждаться, а знакомые завидовать, тогда следует воспользоваться услугой профессиональной коммерческой ретуши».

Мысль понятна, в лоб и неказисто: «качественные услуги» стоят дорого. Где дёшево, там — хренотень какая-то. Там и студия маленькая, и визаж плохонький, подушка жёсткая и одеяло кусачее. Эмоциональненько, напористо, не в бровь, а в глаз, по мнению автора-фотографа.

Можно предположить, что автор статьи смертельно устал от переговоров с несостоявшимися клиентами, которые, узнав, что фотосессия стоит от 10-ки, говорят что-то типа: «Ой, а в другой студии стоит от 2-х до 5-и, почему у вас так дорого?»

Призрак «другой студии, где все дёшево и куда идут люди» витает над автором, а следовательно — и над бизнесом. Разоблачение конкурентов (прячущихся по сараям и подвалам) при помощи сухих цифр затрат и есть красная нить статьи.

Но тут есть фундаментальная ошибка, я бы сказал — фатальная. И заключается она в слове «зарплата». Даже так: «1. ЗАРПЛАТА». Упоминание слова «зарплата» разрушает весь образ лакшери-фотостудии.

Поясняю.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд.

К фотографу идут на портретом, за мечтой, за эмоциями. А какой фотограф на зарплате будет творить? Обозначив зарплату фотографу, клиента фактически посылают на предприятие реального сектора экономики, какой-то бытовой комбинат, где он оплачивает количество потраченного электричества и щелчков затвора.

Почему? Настоящий фотограф не может сидеть на зарплате. Он получает гонорар.

Гонорар (лат. honorarium — вознаграждение за услугу), авторское вознаграждение — денежное вознаграждение, выплачиваемое за труд лицам свободных профессий.

Сравните, на уровне восприятия: «зарплата наёмного работника» и «авторский гонорар». Автор создаёт произведение искусства (какое-никакое), наёмный работник отбывает рабочее время в студии. Где настоящий фотограф? В гонорарной зоне или в зоне зарплаты?

Может ли впечатлить вип-клиентуру (которая зарабатывает сотни тысяч и миллионы рублей в месяц) плач Ярославны? Да-а-а-а-а-а-айте же зара-а-а-а-аботать хоть тридцатку на-а-а-а-а-а-ашему фотогра-а-а-а-а-а-а-афу? Конечно нет. Подобная аргументация рождает только недоумение, с чего клиент должен вникать в личную трагедию владельца студии, который хапнул дорогую технику, а сейчас она не отбивается?

Клиент идёт на имя, а не на стоимость оборудования. Даже не хочется говорить о том, какие гонорары получают фотографы с именем, сфотографировав кого-то на смартфон или на поляроид.

Ответ опять же в контексте статьи. В «смете» как-то не учтены затраты на продвижение фотографа, на рекламу, на привлечение клиентов, на повышение ценника сессии. «Имя» фотографа — это бренд, серьёзная прибавка к жалованию. Но — фотограф САМ пишет маркетинговый текст. Он не нанимает копирайтера, нет, он сам занимается этим. Конечно, визаж, свет — это удел профессионалов на высокой зарплате. А тексты писать любой ассистент может, чего там — буквы разные рядом поставил и ага.

Фотограф должен фотографировать, а тексты должны писать, даже такие, экономические, специально обученные люди. И редактировать. И ошибки проверять. Бренд фотографа без текстов — не бренд. Нет бренда — нет гонораров.

Нет гонораров — остаётся сидеть на зарплате.

Приложение:

Мои удалённые комменты при обсуждении статьи.

Евгений Потапов: Илья Строков «Такие статьи нужны, хоть они и наивны, заказчика нужно воспитывать начинать». Если фотограф вынужден оправдываться перед потребителем про свой ценник путем написания статьей, может ему выбрать между трудом фотографическим и литературным, публицистическим? Написать хорошую статью сложнее, чем выставить фоновое пятно идеально. Эта статья не воспитывает заказчика, она показывает скорее беспомощность фотографа перед обстоятельствами. Любой редактор (которому тоже надо платить за работу) сразу нашел бы в ней те «плохо скорректированные пятна», которые сразу бросаются в глаза и нивелируют затраты труда на ее написание. Ну не копирайтер (ему тоже платить надо) писал… Эта статья не для заказчика, эта статья — плач Ярославны для коллег по цеху. Причём слова выдают, где собака порылась, как говорится. ИМХО.

Евгений Потапов: В этой статье нет главного: в ценообразовании не учтены затраты на продвижение фотографа, на рекламу, на привлечение клиентов, повышение ценника и на прочие маркетинговые безобразия. Потому и сидит фотограф на маленькой зарплате и переживает.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=9887

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 21.08.2016 | 12:59. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru