Наташа Подунова: Фотография — это страсть и одержимость!
На вопросы ответила фотограф Наталья Подунова. Наталья — фотограф, современный художник, член Союза Фотохудожников России. Персональные выставки прошли в Галерее Современного искусства (Екатеринбург), в Инновационно-культурном центре (Первоуральск). Куратор и соавтор сайнс-арт проекта «МООЕ», который был показан в Арт-галерее «Ельцин Центра».
— Фотография — творчество и самореализация или бизнес?
— Если говорить о России, то, конечно, в первую очередь творчество, без финансов. Если бы я жила в другой стране — в Европе или в Америке — то можно было бы зарабатывать, например, в галереях. Я даже не знаю, какие галереи в России продают фотографию. Есть галерея классической фотографии в Москве, они продают, но там очень узкий круг авторов.
— Продажа фотографий в галереях — априори не основной заработок фотографа? Портретный фотограф, скажем, зарабатывает на клиентах.
— Когда я задумалась о том, что мне нужен портрет, и стала искать фотографа, нашла пару — они в Москве и снимают селебрити. А вот у нас совсем грустно. Я подумала — а почему бы не поснимать портреты, но не моя тема. Этот рынок еще не сформировался — людей, готовых заказать серьезный портрет, а не просто «красивенький», немного. Желающих немного изначально. Может быть, если показать, как это можно делать, спрос возникнет.
— Если тут денег нет, то почему не поехать сначала в Москву, а потом в Европу и Америку, покорять рынок?
— А кому мы там нужны? Где родился, там и пригодился.
— Есть масса кейсов, когда уехавшие из России фотографы делают хорошие карьеры…
— У меня семья, и я не могу себе это позволить. Я хотела, учила французский язык, думала об обучении во Франции, но оказалось, что это невозможно мне реализовать лично. Если выбирать между карьерой и семьей, я выбрала семью.
— Если фотография — история некоммерческая, в чем тогда радость от содеянного?
— Моральное удовлетворение. Я работаю для зрителя, и если я получаю отклик от него, это меня подпитывает.
— В чем выражается отклик? Лайки, отзывы, комментарии?
— Выставки, отзывы.
— Как таковой последние годы в Екатеринбурге фотографической выставочной жизни нет.
— Ну почему нет — Центр фотографии «Март», Дом Метенкова, Ельцин центр, Синара-центр — все они показывают фотографию. Нет сообщества для обмена мнениями, встреч с совместными прогулками и посиделками. Да, но что нам мешает это все организовать?
— Фотография как искусство — что это для вас?
— Наверное, когда сам автор подходит к своей работе и говорит, как классно это сделано, будучи абстрагированным от себя, от своего авторства. Когда автор может смотреть на свою работу как зритель и восхищаться. Если бы мы понимали, что такое искусство, его бы просто не существовало. Сложно определить грань, разделяющую искусство и не искусство.
Раньше это называли божьей искрой, как это сейчас назвать — не знаю, когда есть в работе что-то необъяснимое, непонятное, то, что сложно описать словами, и одновременно то, что вызывает душевный трепет. Это может быть и в танце, и в попсовой песне, и в фотографии про ягодки, но может не случиться в опере, например, — самом элитарном виде искусства.
— Фотография — жанр. Всегда можно спросить, на чем специализируется фотограф — на портрете, на пейзаже. А тут — что фотографируешь — я делаю искусство…
— Да, я делаю искусство. На какую тему я работаю? Я работаю на тему времени. То, что я выбрала, то, что меня волнует. Это связано с нашим менталитетом, я чувствую, что есть разделение — вот это коммерческая фотография, а вот это — искусство. Но коммерческая фотография тоже может быть искусством.
— Любой фотограф в итоге получает деньги за свое творчество. Если не от клиента, то от галереи, грант — не важно. Он в итоге все равно продает свое время и свое творчество. Как можно разделить фотографию на коммерческую и некоммерческую в принципе?
— В первую очередь — по трендам: что принято снимать в коммерческой фотографии, что — в некоммерческой.
— Что тогда принято снимать в коммерческой и в некоммерческой, чтобы точно сказать: да, вот это коммерция, а это, соответственно, нет?
— Коммерческий фотограф вынужден нравиться заказчику, поэтому все обычно скатывается к «красивеньким» фоточкам. Когда ты делаешь искусство, ты можешь себе позволить взглянуть на обратную сторону медали.
— Все что «чернуха» — искусство? А не «чернуха» —гламур и, значит, не искусство? Каменный век какой-то…
— Это не чернуха, это обратная сторона жизни. Коммерческая фотография снимает одну сторону медали, а искусство исследует обратную сторону. И мне кажется, что да, искусство чересчур уходит в отрицательное, нельзя мир делить на черное и белое, в жизни много оттенков и цветов, и нужно видеть их все.
— Что значит «исследовать время» в фотографии?
— Время очень сложно в понимании. С точки зрения физики времени не существует. А мы не можем понять, как его не существует, если есть прошлое, настоящее и будущее. Время существует в многомерном пространстве, а мы живем как бы на листе бумаги, через который пролетает шар, а нам не дано это понять и почувствовать. Наша жизнь — это много моментальных снимков, размещенных в пространстве, и они все взаимодействуют друг с другом. Время может течь и назад, это интересно очень. Очень интересно исследовать то, что нам познать не дано.
— И насколько востребована подобная фотография? Есть у нее аудитория?
— Я не выставляю свои работы в соцсетях, не люблю это делать. Для меня фотография — множество деталей, к которым хочется приглядываться. Когда быстро листаешь ленту, фотография обесценивается. Ты вложил в фотографию свою душу, свое время, свою энергию, а ее раз — и пролистнули.
— Ну людям же хватает пары секунд, чтобы оценить изображение…
— Я так не считаю.
— Если вы не выставляете свои фотографии в соцсети, то тогда где они встретятся со своей аудиторией?
— На выставке… Сейчас пандемия, есть сложности с бюджетами, с посещаемостью.
— Странно получается — вся «творческая» фотография идет в стол? Выставок нет, в соцсетях не показываем, в галереях не продаем… Получается, что «творческая» фотография — есть способ занять себя, и не более?
— Но есть же выставки… Пусть не часто, но они же есть! У меня выставка была в феврале 20-го. Тут быстро все не бывает. Я проект делала 4 года, на 5-й год показала. Сколько я буду делать следующий проект, я не знаю. Это не пулемет. Вот коммерческий фотограф может так делать. А тот, кто занимается искусством, — нет. Не исключаю, что то, что я снимаю, может быть неинтересно, скажем, галереям в Европе. Но это не значит, что мне нужно перестать это снимать. Чем отличается искусство от коммерческой фотографии? У тебя нет заказов, и ты ничего не снимаешь. А искусство — если на твои работы нет спроса в галереях, ты все равно идешь и снимаешь. Без этого просто невозможно жить, это в некотором роде одержимость.
Я уже говорила, что не имею возможности посвятить себя полностью фотографии, но если бы могла, то, скорее всего, были бы и галереи, и стабильный доход. Мне приходится сдерживать себя в своих порывах и желаниях.
Чтобы начать работать над каким-то проектом, у меня должна возникнуть страсть, иногда на «возникновение» уходит много времени. Например, как было с морем. Пару лет я просто проводила исследование, но никак не могла начать снимать, просто не понимала, как увидеть на суше море. И однажды это случилось, в марте 2016-го, когда большие перепады ночных и дневных температур, рано утром я поехала по делам и увидела деревья, покрытие инеем. Вот же оно — кораллы! Поехала домой, зарядила фотоаппарат пленкой, отсняла две штуки, но в проект, кстати, ни одна из тех фотографий не попала. Просто произошел щелчок, как будто переключатель сработал.
Изображение предоставлено Натальей Подуновой.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=12549