Артем Беркович: Фотографы возрождают старую технику съемки
Завтра в музее «Дом Метенкова» откроется выставка «Пикториальная фотография Санкт-Петербурга». На ней будут представлены работы современных петербургских фотографов, продолжающих великие традиции художественной фотографии Серебряного века.
Откроет выставку куратор проекта, петербургский фотограф, критик, историк и преподаватель фотографии Игорь Лебедев.
Понятие «пикториальная фотография» (от английского pictorial — живописный) появилось на рубеже XIX — XX веков. В то время бытовая и любительская фотография получили массовое распространение, стены и гостиные украшали семейные фотопортреты, фотографами себя считали даже вооруженные камерой Kodak дети. Представление о фотографии в сознании обывателя было однозначным — на хорошей фотографии все четко и резко.
Иначе думали фотографы, которые искали в фотографических снимках изысканности, выразительности, тайны. Рутинная работа фотографов-ремесленников была им скучна и неинтересна, они черпали новые идеи и вдохновенье на выставках художников. Но инструмент фотографа не краски и кисть, а оптика и лаборатория для печати. Экспериментируя и ошибаясь, фотографы-творцы открывали новые приемы, новый язык фотоискусства. «Любой обман, трюк и колдовство любого сорта открыты для фотографа», — писал Г. П. Робинсон. Направление в фотографии, нацеленное на художественный эффект, получило название «пикториализм» и завоевало сторонников во всем мире. Его отличительные черты: нерезкое размытое изображение, заставляющее вспомнить об импрессионистах, оригинальная и сложная техника печати, подчеркнутая декоративность как в искусстве модерна. Пикториалистов совсем не интересовала «правда жизни», социальная драма, «остановленное мгновение».
Спустя столетие история повторяется. В наше время в коммерческой и бытовой фотографии победила цифра, миллионы файлов заполняют жесткие диски, фотоаппарат в кармане едва ли не у каждого человека. Но подлинно творческие фотографы все чаще обращаются к опыту прошлого, снимают на камеры с уникальными объективами или совсем без объективов, печатают руками. Они возрождают, казалось бы, навсегда потерявшиеся во времени технологии, ищут способы их современной интерпретации.
Петербургская школа известна своей приверженностью к классической фотографии. И поэтому не удивительно, что выставка, объединившая фотографов из Северной столицы, представляет широкий спектр современного пикториализма от оптических эффектов до сложных химических процессов, от элементарной камеры-обскуры до сочетания аналоговой фотографии с цифровой. Столь же разнообразны жанры, сюжеты и места, где фотографии были сняты.
Пикториальная фотография может быть натюрмортом или пейзажем, видом венецианского канала или глухой стеной на окраине Петербурга. Не сюжеты, техника или приемы отличают представленных на выставке авторов, а отношение к фотографии как к произведению искусства.
Источник: http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=12506
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=1741