«Best of Russia’10»
Признаюсь, я шел на выставку с определенным настроем. Я просмотрел работы с сайта, и, как мне казалось, имел сформировавшееся мнение.
Я всегда утверждал (и буду утверждать), что фотография должна быть отпечатана, существовать физически. Вот эта выставка — тому подтверждение. Можно сколько угодно разглядывать фотографии с экрана, но в реальности все гораздо мощнее, зрелищнее, сильнее (это я прямо намекаю на то, что надо обязательно сходить в Музей изобразительных искусств и ознакомиться с экспозицией). Кроме этого многие фотографии смотрятся (и ощущаются), воспринимаются совершенно по-другому. Это есть магия фотобумаги, магия физического существования.
Музей ради выставки освободил практически все главные залы (это, конечно, смелый эксперимент), создав очень интересное фотографическое пространство. Происходящее как-то органично вошло в резонанс с аурой, можно сказать: «Вот как тут и было».
Выставка будет проходить 25 июня по 4 сентября 2011 года. Среди победителей, попавших в финал проекта, есть авторы из Екатеринбурга: Андрей Чистяков, Георгий Сапожников, Никита Шохов, Павел Кудинов, Татьяна Криковцева, Юлия Абзалтдинова, Сергей Шутов. Всего в проекте «Лучшие фотографии России-2010» приняли участие 26 546 фотографий. На выставке представлены 365 лучших снимков, отобранных жюри проекта.
Конечно, 27 тысяч снимков, это потрясающий материал. Если учитывать, что приглашались и профессиональные фотографы, и любители, то такое количество снимков однозначно дает возможность понять (увидеть) чем дышит российское фотосообщество и чем живут люди с фотоаппаратами (к слову — отобрать каждую 72-ю фотографию — труд серьезный и ответственный).
Посему, выставка получилась очень разношерстная, неровная, но очень интересная, я бы даже сказал — захватывающая. Посмотреть своими глазами то, в мире каких стереотипов и шаблонов жили фотографы в прошлом году, ознакомиться со своеобразным коллективно-общинным снимком России сделанным самой Россией — важно и поучительно.
Понять, какие клише и сюжеты все-таки прорвались к зрителю (очевидно, отражая и статистические показатели), тоже очень полезно. Например, игра с тенью, балет, милиция-полиция и масса всего, включая аллюзии на работы Родченко и ряда других известных классических фотографов.
Если зритель немного знаком с фотографией, то он во многих работах увидит скрытый, а иногда и лежащий на поверхности, первоисточник, угадает позаимствованную идею. Причем это не по умыслу, не по коварству. Этим живет фотомир наш, это воздух и атмосфера.
Название «Бест оф Раша» в этом контексте слегка коварно. С одной стороны, это буквально «лучшее из того что к нам пришло со всей России», а с другой, видится и «лучшие фотографии» именно как фотографии. Поэтому, надо четко понимать: это лучшее из того, что прислали, это не концепты, это не прорыв, это не экстраординарные фотографии, переворачивающие мир. Хотя, есть несколько работ, которые, как мне кажется, вполне могут уйти в уважаемые коллекции.
Второе, что заметно. Выставка очень «глянцевая», очень такая советская, образцово-показательная. Попытаюсь объяснить. Я в свое время писал о выставке «Перевес», о молодой фотографии России, которая была наполнена конфликтами, неустроенностью, передаваемыми конкретным визуальным рядом. Здесь — другая крайность. Все благолепно, высокодуховно. Очень сдержанно и партийно, социально обустроено и патриотично.
«Глянцевость» добавляется и фотографиями тех персонажей, которые являются обязательными для телевизионных программ и массовых журналов: Собчак, Литвинова, Макаревич, Путин и Медведев. Фотографии с ними, с точки зрения содержания, рядовые, но прошли в финал.
На обсуждении выставки, которое имело мест быть в D-club, я задал вопрос организаторам, что это — позиция жюри, или на самом деле такие фотографии присылают. Ответили, такие фотографии присылают. Причем, вопрос о социальной составляющей, как мне показалось, традиционный и немного болезненный. Вполне возможно, что организаторы ожидают какдый раз вала острых работ, но его все нет и нет.
Выставка, она как срез, и визуальный, и идеологический, и с этой позиции материал тоже безграничный. Хотите взорвать мозг — приходите, узнайте как делают все и не делайте так.
Самое главное, что хотел я сказать. «Best of Russia» очень серьезный проект, через сайт это не передается, но в реале пробирает и масштаб завораживает.
Наверное, мы привыкли, что в лентах друзья со всего мира, контент нон-территориальный, фотография из Америки и из соседнего города абсолютно одинаково воспринимается. Тут же, когда на одном дыхании смотришь фотографии со всей страны, собранные в одном месте, все возвращается на круги своя, вот она, Россия.
Огромная благодарность Центру современного искусства «Винзавод», дирекции проекта, экспертам и членам жюри. Спасибо нашим, что приняли выставку в Екатеринбурге, подобрали площадку. Кстати, выставка обещает быть регулярной, и в следующем году ее может сопровождать программа семинаров, мастер-классов и прочих фото-образовательных мероприятий.
Одним словом, обязательно к посещению.
Как всегда, чуть-чуть айфонографии.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=2091
после такой вдохновляющей заметки захотелось посмотреть выставку, спасибо))
[...] Год назад я написал: [...]
[...] сказать. По существу вопроса мало что изменилось с «Best of Russia’10″ и «Best of [...]
[...] Несколько лет назад, оценивая свои впечатления об одном из фотоконкурсов (это был «Best of Russia’10»), мне удалось сформулировать следующее: [...]