«Областная газета»: Арабески на тему Параджанова

Известный грузинский фотограф выставляет в Доме Метенкова малую толику своих наблюдений за Сергеем Параджановым, с которым они были знакомы последние двенадцать лет жизни режиссёра, начиная с 1979 года.

У экспозиции нет особого драматургического решения: каждая работа, на которой запечатлён выдающийся Художник кино, самодостаточна и вполне могла бы быть единственной. Можно даже не знать, кто такой Сергей Параджанов, какие фильмы он снял, но окружающие его детали и люди говорят сами за себя. Вот он рядом с Тонино Гуэра и его русской женой Лорой. А здесь он нарядил в хламидные одежды не только себя, но и Андрея Тарковского. На соседней фотографии Параджанов рядом с Майей Плисецкой — очень разборчивой и своенравной. Рядом — почти парадный портрет семьи Верико Анджапаридзе и Софико Чиаурели.

Параджанов с чёрно-белых фотографий Мечетова погружает зрителя в странный мир, где нет места технологиям и ай-падам, где чувство превалирует над разумом, где живут не сиюминутностью, а продираются корнями сквозь бетон, чтоб дойти до сути бытия. Плотность вещественного мира, составлявшего бытие и быт Сергея Иосифовича — овеществлённая проекция плотности его художественного восприятия мира. Каждый узелок старинного кружева — точка, с которой начинается новый пируэт. Его жизнь на фотографиях и в рассказах очевидцев действительно арабеска — тонкий орнамент с очень сложным рисунком, куда вплетаются люди, предметы, музыка, воздух…

Юрий Мечетов, собрав всё отснятое за 12 лет, издал книгу «Хроника диалога», куда вошло более двух тысяч снимков Сергея Параджанова. В Екатеринбург, благодаря Лилии Немченко, директора фестиваля «Кинопроба», приехало лишь несколько десятков фотографий. Некоторые из них впервые напечатаны большим форматом, чтобы войти в экспозицию.

Снимки рассказывают о последнем периоде жизни режиссёра, когда он, после украинской тюрьмы, где должен был сидеть пять лет (срок скостили благодаря вмешательству французской компартии и Лили Брик), вернулся в родной город. Ему было запрещено жить в крупных городах — Москве, Киеве, Ленинграде. И он поселился в родовом доме. Здесь и состоялось его встреча с молодым фотографом Юрием Мечетовым, который до знакомства с ним, даже не видел его фильмов.

— Я показал ему свой фильм «Нина Иосифовна». Он ему понравился. Искусство было образом его жизни. Он творил ежечасно, ежесекундно, все его движения, взгляды были связаны с прекрасным. Он мог сидеть, смотреть и потом вдруг говорил: «Переставь вазу на пять сантиметров вправо. Тогда композиция будет более завершенной». И я как ученик исполнял это, понимая, что делаю что-то необычное. Когда увидел его фильм, понял, с кем имею дело. До этого надо было только верить на слово, что рядом — человек великий, неординарный. Но верить было легко, потому что он творил всегда. Потом, работая с ним на картине «Легенда о Сурамской крепости», видел, как из ничего создается всё.

— Его всегда окружала красота?

— Чувство прекрасного — одно из самых главных, красота — состояние каждого дня, его религия. В ней находилось место и традициям, и молитвам, и чему- то новому. Он благоговел перед тем, как человек, смущённый силами природы, борется. Страхи человеческие, любовь человеческая, ревность, агрессия, зло — всё было строительным материалом.

— Он осознавал себя великим…

— Да, он вёл себя как гений. Так и говорил: «Я — гений». Он снял сначала шесть более чем средних фильмов, странных, где ничего от Параджанова нет. В 1964 году сблизился с замечательным оператором Юрием Ильенко и создали феерию на гуцульском, на карпатском материале. Посвященные Коцюбинскому «Тени забытых предков» на карпатском диалекте ошарашили тогдашних чиновников. Они не понимали, что конкретно, но чувствовали что там есть что-то запредельное. Ни запретить, ни остановить не было никакой возможности. После этого фильма Параджанов встал в авангарде украинского национализма.

— В Грузии его чтут, помнят?

— Люди все разные. Некоторые его ненавидят за то, что он вообще был. Музей его есть только в Ереване. В Тбилиси только памятник… Но это человек абсолютно тбилисской культуры. И он не мог быть другим. В Армении он снял абсолютно армянский фильм, на Украине — украинский, в Грузии — грузинский. Один из последних — на азербайджанском языке с армянским оператором на киностудии «Грузия-фильм». Это было естественно для него. В его понимании культуры не было таможенных запретов и сборов. Ведь проявление любви, заботы, память об умерших у всех есть. Все одинаково печалятся, когда кто-то уходит и одинаково радуются любви.

— Некоторые снимки кажутся постановочными?

— Много тех, которые он сам поставил, срежиссировал, есть его коллажи. Он часто сам выбирал точку съемок, чтобы особенно ярко присутствовал тифлисский колорит, где он будет стоять, где я должен стоять. Я часто скорее был соавтором.

— Ему хотелось подчиняться?

— С ним трудно было соглашаться. Он был очень ревнивый. Когда вышли «Тени…», где операторская работа — дикий сюр, камера была постоянно в движении. И говорили, что успех фильма в операторе. Параджанов в пику снял картину о средневековом поэте «Цвет граната», где камеру просто пригвоздил, чтобы доказать всем и самому себе, что не в камере дело. Фильм — средневековая миниатюра.

— Ему нравилось фотографироваться?

— Да. Он ощущал свою колоритность, харизматичность, не из тех, кто кокетничал.

- За годы, что он был отлучён от съёмок, чувство прекрасного не притупилось?

— Нет. Он создавал много картин, коллажей, гербарий из трав — фантазии на тему Пиросмани. Ему присылали ручки, рисовал карты. Его сразу все начинали любить, потом его перевозили в другую тюрьму, и там снова начинали любить. У него потрясающий тюремный дневник.

— Судя по фотографиям, он купался в роскоши человеческого общения.

— Да, в его доме бывало всегда много людей. И известных, и не очень. Покупал всякий ширпотреб на рынках и делал из него шедевры. Он все время что-то творил.

- Выставка называется «Хроника диалога». Он ещё продолжается?

— Всегда. Это все время диалог. С вами, с нами, с богом, с самим собой.

Автор: Наталья Подкорытова.

Источник: http://oblgazeta.ru/news.htm?top_id=2569

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=3287

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 26.10.2011 | 10:42. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru