Фотосообщество Екатеринбурга: диагноз и прогнозы

Что сегодня представляет собой фотографическое сообщество Екатеринбурга? Существует ли оно как таковое? Какие структуры, объединяющие профессионалов, нужны и возможны в нашем городе?

Вряд ли есть объективный ответ на эти вопросы, но, сопоставляя разные взгляды, определенные выводы сделать можно. Ниже – небольшой срез мнений на эту тему: 5 фотографов разных направлений рассказали о своем видении ситуации.

Дмитрий Лошагин:

В Екатеринбурге есть фотографы, которые знают и уважают друг друга, собираются на мероприятия и обсуждают темы искусства. Но четко выраженного фотографического сообщества я не наблюдаю: в моем понимании это некая организация, у которой есть миссия, цели и задачи, которые выполняются.

Для меня сообщество – это сайт photodom.com, мировое объединение, не ограниченное рамками Екатеринбурга. Там я смотрю работы коллег, выставляю что-то свое. Интернета хватает, к тому же, жизнь настолько ускоряется, что у меня нет времени даже встретиться со своими друзьями. Есть фэйсбук, четкая связь со всем миром, со всеми партнерами, клиентами, друзьями, которым ты хочешь показать свои фотографии.

Антон Коровин:

На мой взгляд, сегодня фотографическое сообщество в Екатеринбурге существует на уровне знакомств. Мы с коллегами иногда встречаемся, обсуждаем какие-то насущные вопросы, периодически устраиваем бесплатные съемки, выставки – хотим показать потребителю, за что нужно платить фотографу, как должны выглядеть фотографии. Но, тем не менее, сообществом это вряд ли это можно назвать.

Было бы неплохо, если бы существовала организация профессионалов, устанавливающая регламент цен, и членство в ней являлось бы знаком качества. Допустим, есть группа фотографов, которые входят в сообщество, и у них у всех одинаковые расценки, но разный стиль: тогда человек смотрит уже не на стоимость работы, а на манеру съемки, и выбирает, что ему близко. Клиент получает стопроцентную гарантию, что с ним будут работать, что будет использована высококачественная техника, будут решены юридические вопросы…

Но встает вопрос: кто будет всем этим заниматься, кто будет оценивать работу, устанавливать соотношение цена-качество? Мы пробовали создать что-то подобное, Ассоциацию свадебных фотографов Екатеринбурга. В конце концов, всем стало лень его развивать – не было единомышленника, председателя, который решал бы организационные вопросы. Все сами по себе. По крайней мере, свадебных фотографов очень сложно собрать: летом мы работаем, осенью отбираем снимки, зимой отдыхаем, весной и летом опять работаем – нам просто не до того. Потребность в сообществе есть, но не острая. По большому счету, нынешняя ситуация всех устраивает.

Станислав Белоглазов:

Какое-то время мы видели тенденцию к тому, чтобы фото-сообщество самостийно развивалось, все время с участием инициаторов-лидеров (форум e1, клуб «Фотопан», сборища в «Атриуме»)… Самоорганизации не получается: народ подхватывает предложение собраться, но только если есть определенный костяк. Притом, им должна быть сила, которой это зачем-то надо, но не конкурентная участникам. Бесполезно рассуждать, должно ли в городе быть сообщество фотографов: если оно необходимо, оно есть, если его нет – значит, оно и не нужно. Сейчас потребность у людей есть, но не такая, чтобы они все бросили и стали этим заниматься. Лично я не считаю это строго необходимым, но это – «может быть». Как только кому-то лично по-настоящему понадобится объединение, оно сразу соберется.

Как один из глобальных сценариев развития событий можно рассматривать тот, когда екатеринбургские фотографы, модели, фотостудии, интернет-провайдеры, создатели сайтов, не копошась и не ругаясь, а взаимодействуя между собой, создают продукт, за который платят извне. Потребителями журнала «Фотоед», например, являются русскоязычные пользователи iPad’ов или iPhone’ов. При желании можно делать продукт здесь, согнать читателей со всей планеты, и тогда появится рекламодатель мирового масштаба, которому эти читатели нужны.

На примере модельных агентств видно, что их работа как коммерческой структуры здесь нерентабельна; школа моделей – это заработок, как и отправка лучших за границу. В сфере фотографии может быть что-то подобное: например, структура, работающая с фотобанками и помогающая отбирать лучшие работы (но это сложно юридически, т.к. фотобанки работают только с фотографами напрямую). Востребованным вариантом будет создание не столько объединения тут, сколько механизмов, помогающих встраиваться в общемировое сообщество: интернет это позволяет. Популярность привозных мастер-классов говорит о том, что наши фотографы хотят быть не в местечковом сообществе, а в глобальном.

Артем Сурков:

Сейчас в Екатеринбурге достаточно большая группа людей, занятых в области фотографий, интересующихся ей, старающихся развивать эту отрасль, которые находятся друг с другом в деловых отношениях и обсуждают многие моменты, связанные с фотографией. Но если брать формальные признаки, у нас нет и половины таких вещей как галереи, школы, университеты – всего, связанного с фотографией в образовательно-просветительском ключе. Так как этого нет, нет и прослойки кураторов, арт-критиков, которые представляли бы полноценное сообщество.

В Екатеринбург очень часто привозят мэтров, которые зарабатывают на обучении техническим навыкам, но никто не говорит о концептуальных вещах. Провожу аналогию: ГЦСИ делает очень хорошие лекции в сфере искусства. Что-то такое же было бы интересно делать и в сфере фотографии. Если бы существовала, например, маленькая организация по типу питерского «Фотодепартамента», которая занималась бы сугубо просветительской деятельностью в области фотографии, которая бы делала маленькие локальные выставки, которые больше нигде не представляются – это было бы очень интересно. «Фотодепартамент» приглашает специалистов образовательного профиля (философов, историков, социологов и т.д.), задают определенную тему для обсуждения в области фотографии (семантического анализа или еще чего-нибудь), и проходят лекции-обсуждения, что-то типа семинара. Профессоров у нас много, им всем есть, что сказать и чему научить, многие студенты недополучили знания за время обучения. Это формат совершенно не подошел бы Москве, зато отлично подошел Питеру и, думаю, неплохо пошел бы в Екатеринбурге. Когда у нас проходил семинар на тему фетиша в фотографии, получилось то, что нужно (если убрать момент самоутверждения участников за счет других). В целом, не так важен формат, главное, чтобы это было содержательное общение, а не тусовка и не проплаченное маркетинговое мероприятие.

В данный момент я считаю, что творческое объединение возможно только как в фильме «11 друзей Оушена», когда специалисты собираются для одного конкретного дела, работают, получают свои гонорары и больше не общаются друг с другом – я не вижу необходимости объединяться. За счет фэйсбука мы все очень тесно связаны: благодаря интернету я, например, начал общаться с людьми из Екатеринбурга, с которыми до этого не пересекался вообще. Социальной сети как организации, по большому счету, хватает. Связь станет еще теснее, если изменится ментальность, отношение друг к другу, появится уважение и искренний интерес к тому, что делает другой. Социальные общности не могут сложиться в формате «мы решили – мы сделали» – это построение коммунизма в чистом виде, со всеми своими плюсами и минусами, и обычно это заканчивается провалом.

Евгений Казекин:

У нас, вроде бы, есть тусовки, но какие, точно не могу сказать. Не тусуюсь. Знаю, что есть небольшие объединения, человека в 2-3. Но эти объединения создаются для совместной рекламы, экономии на ней.

Коммерческие ассоциации, как показывает практика, все разваливаются или изживают себя. Я слишком о многих примерах слышал (было объединение у репортажников, свадебных фотографов), кто-то еще пытается сделать какое-либо объединение, некоторые примеры видел. У фотографов Екатеринбурга определенно есть проблемы во взаимопонимании. Более того, костяк объединения должен быть некоммерческим, во главе должен стоять художник, человек, которого волнует в первую очередь фотография, а не выгода. У нас в городе есть такие, у них, как правило, есть другие приработки, они не причисляют себя к профессионалам и делают очень интересные вещи.

Если говорить о возможных мероприятиях, самое интересное – портфолио-ревю. Это европейская школа, это интересно, я за это. Но оно невозможно без авторитетов и наставников, поэтому можно сказать, что Екатеринбургу необходима школа, как есть в Киеве, Москве и Питере. Мы пытаемся что-то сделать, к нам приезжают профессионалы из разных мест, каждый учит чему-то своему, но хорошего и цельного понимания, что мы делаем, нет. Хочется видеть авторитетных мэтров. И учить фотографии нужно не в том понимании, как ее сегодня воспринимают профессионалы, это довольно скучный взгляд.

Материал подготовила Алёна Комарова.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=5659

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 09.11.2012 | 09:44. Соответствие События. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru