Илона Пулкстене: На моем мастер-классе все равны и независимы

Предлагаю вашему вниманию интервью с фотографом Илоной Пулкстене. Илона любезно ответила на мои вопросы в преддверии своего мастер-класса в первый день Фотофестиваля Prague TAKEAWAY.

Илона Пулкстене: На моем мастер-классе все равны и независимы

Илона Пулкстене: На моем мастер-классе все равны и независимы

— Чем могут быть интересны фотографам мероприятия, подобные фотофестивалю Prague TAKEAWAY?

— Я четыре года была арт-директором фестиваля в Прибалтике. У нас было громадное мероприятие, длилось 3 дня. Участников300-400 человек, нон-стопом шли мастер-классы, но они были полуторачасовые, больше знакомство с мастерами. После фестиваля мы организовывали более глубокие мастер-классы, потому что за полтора часа нельзя научить, можно только познакомить с мастерами. Однажды мы пригласили Игоря Сахарова, он любимец, его обожают, более сильного преподавателя я еще не встречала. Поэтому прекрасно, что он завтра будет с мастер-классом. Стоит сходить и на его двухдневный мастер-класс, можно получить информации больше, чем за целый год обучения.

Фотографу нужно определиться, что он хочет снимать: фотограф, который снимает все, не снимает ничего. Достаточно пройти начальный курс по фотографии, потом человек должен понять, в каком направлении ему идти, и находить мастеров, в том числе на таких фотофестивалях. Мастер-классы будут более грамотным обучением, чем большая фотошкола.

— Фотографы, которые достигают определенного уровня, начинают учить других фотографов. Но это не совсем профильная деятельность для фотографа, его призвание — творить?

— У профессионала, который добирается до своей вершины, появляется потребность поделиться своим мастерством и своей наработанной практикой. Более того, люди сами начинают просить об обучении. У меня, по крайней мере, было так. У меня и в мыслях не было проводить мастер-классы. Приходили люди, спрашивали. Когда говорила: «Нет, нет, я не провожу мастер-классы», это выглядело эгоистично, будто я не хочу делиться своим мастерством и опытом. Это ко всем профессиям можно отнести, не только к фотографии. Опыт переходит в преподавание.

— Почему в России и на постсоветском пространстве фотообразование не стало учебной дисциплиной?

— Единственное тому мое объяснение — на постсоветском пространстве фотография не ценится так, как за рубежом.

— СССР был страной фотолюбителей, огромное количество талантливых фотографов. Почему такой разрыв произошел между западным и советским восприятием фотографии?

— Фотография не воспринималась как серьезный труд, и занятие фотографа не оценивалось как профессиональное.

— Существует ли алгоритм, как стать популярным фотографом?

— Надо участвовать в конкурсах, использовать соцсети, они сейчас очень развиты. «Вконтакте» больше российская, если надо выйти за рубеж, нужно активничать на «Фейсбуке». Нужно участвовать в конкурсах, чтобы тебя заметили. Есть Федерация европейских фотографов, FEP http://www.europeanphotographers.eu/ — туда входят 22 страны, включая Россию. Федерация установила ряд европейских профессиональных квалификаций. QEP (Квалифицированный европейский фотограф), это около 450 квалифицированных фотографов из 22 стран мира. Поскольку процесс начался в 1999 году, это квалификация в профессиональной фотографии по всей Европе. FEP также организует MASTER QEP квалификацию; 52 ведущих европейских фотографа уже получили степень за высочайшее качество. Например, я получила там квалификацию «Мастера».

Федерация выдает диплом, он является важным «проходным билетом». Когда ты отправляешь свои работы за границу или хочешь вести переговоры с галереей, они спрашивают: «Ты кто?». И у тебя есть большой аргумент — диплом мастера. Они начинают с тобой говорить, потому что у тебя уже есть оценка, а не «я выиграл в таком-то конкурсе». С федераций европейских фотографов легко выйти на уровень галерей.
Но определенной формулы, как стать известным, нет. Все очень индивидуально. Кому-то дается очень легко, что его заметили, а кому-то нужно пробиваться.

— Профессиональный фотограф должен и зарабатывать деньги, и заниматься творчеством для роста. Что наиболее важно?

— Когда человек занимается своим делом, там как по накатанной, все само приходит и происходит.

Рассматриваем два варианта: есть коммерческая и некоммерческая фотография. У меня больше некоммерческая. Я не снимаю рекламу, я не снимаю свадьбы. Я снимаю только то, что мне нравится, но при это я зарабатываю на жизнь, я профессионал (а профессионал у нас тот, кто зарабатывает на жизнь своим делом).

Конечно, у фотографов, как и у художников, есть цель — бросить в большую стопку фотографий свои работы, чтобы они выделялась, чтобы они были заметны.

Фотографий «да, она хорошая» — миллионы. Фотографирует кто-то птичку на дереве, все хорошо и качественно сделано, но таких фотографий множество. Так же, как и художник, который мучился, рисовал, учился этой технике, потому он находится в поиске себя, чтобы отличаться. Вот именно такое отличие, как почерк, и интересует. Интересует то, что не так у всех. Это стиль подачи, это видение, это определенный ракурс.

— Этому можно научиться?

— Это может прийти. Это не обязательно дар. У меня в начале фотографии не были какими-то особенными, потом мне сказали, что у меня есть стиль. Я, честно говоря, его и не вижу. Стиль трудно увидеть. Нужно развиваться и принимать спокойно критику, чего у нас не любят амбициозные люди. Критика тоже полезна, ее нужно принимать.

— Почему фотографы очень остро и болезненно воспринимают критику?

— Я не знаю. Когда я училась, я все время приходила к своему мастеру, я ему приносила свои работы, в итоге он говорил: «Вот это плохо. Вот это плохо». Я все время ходила, ходила: «Я же сама вижу, что лучше стало, похвали меня хоть раз», «Нет, когда я тебя начну хвалить, то знай — ты мне стала безразлична». Это мое упрямство — доказать, что я сделаю хорошую фотографию, но я воспринимала критику. Может, надо организовать сайт, который назывался бы именно «фотокритик», куда ты выносишь свою работу именно на критику. У нас все любят «ой, как хорошо, как здорово». От того, что тебе все время говорят только выдуманные слова, ты не можешь смотреть четко на свои работы и понимать, насколько они хороши. Это груз.

Допустим, приходят с работами, чтобы я посмотрела и сказала, что там правильно, что неправильно. Я не люблю это делать прилюдно и не делаю этого, если меня не просят. Я всегда разбираю работы индивидуально, тет-а-тет.

— Почему у нас критикой фотографов занимаются фотографы, а не специально обученные люди?

— У меня была возможность познакомиться с господином Лапиным (в восторге была от этого знакомства). После лекции говорила: «У меня проблема, я не фотографирую». Он ответил: «Это нормально». Пришло переосмысление того, что я понимаю. Я не делаю лишних снимков, ненужных. Понятие о композиции очень впечатлило меня, и более сильного критика я не слышала.

Критика еще дело такое…Это — вкус. Вот я говорю: «У меня нет конкуренции, ко мне придут те люди, которым нравится, как я делаю». Человек выбирает фотографа по стилю, как тот снимает. Если мне нравится, то не сможет меня переманить другой, потому что он совершенно по-другому будет снимать, вне зависимости от того, сколько это будет стоить.

— Фотографы заинтересованы в том, чтобы появлялась прослойка людей, которые выступают передатчиками сигнала…

— Ценители пленки, ценители света, «я вот снимала так, а я снимал так», а зрителю по большому счету без разницы, как было снято — ему или нравится или не нравится. Фотокритик, что он может включать?

— Почему фотограф не заинтересован в том, чтобы появлялась прослойка фотокритиков?

— Если кто-то хочет быть критиком, то пусть он будет им. Я просто спокойнее отношусь к этому всему.

— Вернемся к фестивалю. Что такое мероприятие может дать участникам?

— Я организовывала очень много мастер-классов с разными фотографами и могу сказать участникам на заметку следующее. Есть ошибочное мнение, «вот я сейчас пойду на мастер-класс и буду также снимать». Не важно, делаешь ли ты такую же работу или работу, похожую на работу мастера. Самое главное — общение с этим мастером, потому что пообщавшись с ним, лучше его узнав, станет понятно, почему он именно такие работы делает. И общение с мастером значит больше, чем сам мастер-класс.

Онлайнмастер-классы, куда меня тоже зовут, я не очень принимаю, потому для меня очень важно общение, важно «потрогать» человека, важно посмотреть в глаза, мне очень важно живое слово.

Все, что я говорила на мастер-классе, все, что я накапливала, и все, что я получила от них, было именно из общения.

— Какое будущее у профессиональной фотографии?

— Это закон, количество профессиональных фотографов не меняется. У многих есть фотоаппараты. На смену стареньким фотографам приходят новенькие, на это никак не может повлиять даже массовость. Хобби, временная работа, они на количество «профиков» никак не влияют, все время одно и то же количество.

— Почему?

— Массовость уйдет. Это как на рынок пришли китайские вещи, их стало много, как фотографов. Бывает так, что идет человек с фотоаппаратом, выставляет фотографии и понять не может, «почему, у меня же такая хорошая работа, вот та вот ценится, а эта не ценится». Он начинает интересоваться, «по какой причине моя работа так не оценивается, чем эта лучше». Если его зацепит, и он глубже пойдет, если в нем действительно есть дар, то он встанет на место «старенького» мастера. Закономерность такая, пересчитайте, например, сколько у вас в городе фотографов за периоды, сколько появилось новеньких и какие старенькие ушли. Я имею в виду именно мастеров своего дела

— С кем приятнее работать на мастер-классах — с профессионалами, нацеленными на получение денег, или с любителями?

— Начнем с того, что человек пойдет на мастера, который чего-то уже добился. Какой бы ни был хороший любитель, если он в жизни не добился успехов в фотографии, то слушатель к нему не пойдет. Логично, я не пойду к бедному, который рассказывает, как построить бизнес. Я пойду к бизнесмену и буду узнавать, как мне достигнуть таких же высот. Что касается того, к какому идти фотографу на мастер-класс, к коммерческому или любителю, то если мне нужна коммерческая фотография и я хочу быть коммерческим фотографом, надо идти к тому, кто чего-то добился именно в этой сфере, кто скажет, как правильно идти по этому пути.

Если говорить про аудиторию, профессионалы или продвинутые любители, то на моем мастер-классе разницы нет. Ко мне приходят люди даже вообще не фотографы, и бизнесмены были, и психологи были. Мой мастер-класс — это такой тренинг «мышления иначе». Не «как мы подходим к фотографии», моя цель — творческое мышление. Творчество это не математическая формула, которую можно вызубрить, но можно направить, чтобы человек сам себя развивал, и посмотреть, может быть, ты и для себя найдешь какой-то другой вариант. Мы на моем мастер-классе все равны и независимы, он заставляет людей посмотреть на вещи под другим ракурсом. Иначе мы топчемся на месте и никак не можем продвинуться вперед. С моим мастер-классом можно «о, а почему я все время так иду, почему бы мне не пойти по-другому, и я пробьюсь». Это другой ракурс. Поэтому хорошо, когда и начинающий пришел, и профессионал пришел. Они для меня на одном уровне находятся.

— Бывает такое, что человек пришел, а блеска в глазах нет?

— И хорошо, что они пришли, даже если блеска нет. Раз они пришли, значит действительно мастер-класс ему нужен для того, чтобы блеск появился. Если у человека и без этого все прет, и он весь такой творческий ко мне пришел… Пусть притухшие придут, пусть без блеска придут. Это как раз мой контингент, и я вытащу этот блеск, это моя задача.

— Есть перспектива сделать Prague TAKEAWAY регулярным?

— Большие фестивали требуют постоянного пополнения, нужно что-то усовершенствовать. На фестиваль подобного формата в Чехии все можно совместить: поездку, общение и знание. Организаторы этого фестиваля прекрасные люди: открытые, позитивные, энергичные. И я абсолютно уверена, что у этого фестиваля прекрасное будущее!

Источник изображения, аккаунт фотографа на ФБ: https://www.facebook.com/ilona.pulkstene.

О фотофестивале: http://oskinpavel.wix.com/prague-take-away.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=9730

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 11.03.2016 | 13:02. Соответствие Интервью, Персоны. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

1 Комментарий для “Илона Пулкстене: На моем мастер-классе все равны и независимы”

  1. [...] Илона Пулкстене: На моём мастер-классе все равны и неза…. «Фоторамка для моих друзей» [...]

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru