«Фоторамка для моих друзей»

В начале этого года я стал обладателем альбома Илоны Пулкстене «Фоторамка для моих друзей». Проект нашумевший и резонансный, завершился он выставкой и обрёл дальнейшую самостоятельную жизнь в виде прекрасно изданного фотоальбома.

Очень сложно предъявлять широкой публике творческий фотопроект, основанный на изображениях друзей. Очевидно, что для понимания вложенных художником смыслов, необходимо быть в контексте взаимоотношений, внутренних связей, знать особенности характеров. Чтобы оценить игру разума и воображения, нужно отталкиваться от конкретной личности. Для того, чтобы насладиться метаморфозой, необходимо лично знать куколку, так сказать, представлять себе исходный материал (в утилитарном смысле этого слова) в его привычной среде обитания. Обычно такие проекты интересуют участников, их родных и близких. Если персоны достаточно медийные, то расходящиеся круги «цепляют» ещё какое-то количество зрителей и причастных. Но по мере удаления от эпицентра знакомств и рукопожатий волна восторженных откликов ослабевает, и вот уже скучающий зритель спрашивает: «А кто эти люди и почему мне это должно быть интересно?».

Повторимся: если основой фотографии является некая авторская переработка чего-то, то для оценки необходима точка отсчёта, то, что было до того как. Основа подобных проектов — сравнение. Сравнение того, что было, с тем, что получилось. Авторская интерпретация подразумевает наличие исходного произведения. Если бы на фотографиях были стопроцентные звезды мировой величины, которые знакомы каждому жителю планеты по обложкам, телепередачам, «Инстаграму» и «Фейсбуку», то вопросов бы не было. В данном случае мы имеем дело с достаточно локальным (в масштабах упомянутой планеты) сообществом. И если обладатель альбома (например, ваш покорный слуга) лично не знает ни одного из героев, чем эти фотографии могут быть ценны для него?

Для зрителя вне контекста дружеских отношений, вне социальных связей отсутствует элемент сравнения, а следовательно — конечный материал оказывается начальным, исходным. Сторонний зритель не проходит вместе с автором путь превращения, он сразу оказывается в конце истории. Личности с их особенностями и с тем субъективным, от чего отталкивался фотограф, стираются. Ни предпосылок, ни намёков — только изображения, обезличенные и с отсутствующим бэкграундом.

И пытливый ум начинает работать с тем, что есть. 180 фотографий — это титанический труд. Это много. Это очень много. Но тем не менее они связаны в одно целое автором, тем, что он вкладывал, вольно или невольно. Что же сказал фотограф, что он предъявил фотоскептикам, на которых вау-фактор от преображения Ольги, Станислава, Оксаны и других не действует по определению?

Во-первых, мы имеем визуальную константу — рамку от картины, которая является альфой и омегой данного проекта. Рамка — это уравнивающий и уравновешивающий элемент, общее условие, которое одновременно позволяет и выделить человека, и сделать его в каком-то смысле голым в бане, где все люди, как известно, одинаковые. Во-вторых, мы имеем если не ограниченный, то явно конечный набор атрибутов, которые комбинируются в зависимости от того, какой образ и какую функцию хотел предъявить фотограф. «Функция» в данном случае — не самое уместное слово. Где-то рядом находится «амплуа», «роль», «персонаж». Но все это не то.

И тут рамка, как связующее звено, даёт нам подсказку, с чем мы имеем дело на самом деле. Наиболее адекватно и объёмно увиденное можно описать словом «арканы». Да-да, мы видим аллюзию на карты Таро, на оракула.

Так ведь и есть. Рамка — это и своеобразная, вывернутая наперёд рубашка карты, её узор и стиль. Каждое изображение — это карта, аркан, старший или младший, который сопровождается наличием и игрой атрибутов. В картах используется четыре масти (жезлы, чаши, мечи и пентакли), в нашем случае «мастей» гораздо больше: Шляпы, Книги, Сосуды, Оружие, Часы, Цветы, Телефоны (и это не все, конечно).

Если обычно атрибуты на каждой карте однородны (жезлы с жезлами, кубки с кубками), то здесь автор смешивает масти, бесконечно усложняя «чтение» каждой карты, но делая безграничной возможность её интерпретации (равно как и определение её значения). Безумное смешение атрибутов делает бесконечной свободу выбора, а значит — «рука проведения» сама определяет смысл аркана (кстати, «рука проведения» — тоже героиня нашего кинофильма).

Мы же можем предположить, что художники, рисовавшие колоды в стародавние времена, воспроизводили лица современников, известных им людей? Но до нас дошли эмоции-функции людей-на-картах, а не знания, кем были эти люди. Современный мастер творит, как умеет, используя современников, позволяя им параллельно прикоснуться к вечности и к магии. Можно вспомнить и рассказ Чехова, когда чиновники сделали колоду карт из фотографий своих коллег и тем самым наполнили вечер новым смыслом. Только там была бытовая игра на деньги, а в нашем случае – игра в провидение.

Архетипы и роли — все на месте. Маг, Папа, Шут, Рыбак, Ловец бабочек, Повелитель огня — почти 200 самостоятельных карт-арканов. Карт насыщенных, наполненных символикой, повторениями вполне «магических» атрибутов и их пересечением. Похоже, герои проекта сыграли несколько больше, чем рассчитывали. Вода, Время, Огонь, Воздух — стихии. При желании мы найдём и семь смертных грехов, и добродетели, и нечто среднее между целомудрием и непристойностью (в функциональном же проявлении). В целом каждая карта-фотография-аркан имеет своё значение. Вложил его фотограф или увидел зритель — вопрос открытый.

Ещё одним явным атрибутом является работа с пространством и взаимодействие героя с рамкой. По сути, магия начинается с повторения очевидного: рамки в рамке, когда способ и форма фиксации персонажа и атрибутов к «внутренней» рамке, их взаимодействие определяет визуальную структуру аркана (сюда стоит добавить и положение за или перед рамкой).

Во взаимоотношении с картами есть базовое понятие — «говорит» колода или нет. От чего это зависит, науке неизвестно, да и бессильна она, наука, перед тайной и магией арканов, основой оракула. Собственно, как и в этом проекте: «фотографии» говорят. А что для этого сделала Илона Пулкстене — рационально не понять. Да и не надо, и так все ясно.

Подробнее о проекте:

http://www.smartlatvia.lv/vystavka-160-druzej-v-ramke/

http://www.zerkalo.lv/ilona-pulkstene/

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=9885

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 22.06.2016 | 11:47. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

3 Комментарий для “«Фоторамка для моих друзей»”

  1. [...] Илона Пулкстене: На моём мастер-классе все равны и независимы. «Фоторамка для моих друзей» [...]

  2. [...] для моих друзей», http://photoekb.ru/?p=9885 . Илона Пулкстене: На моем мастер-классе все равны и [...]

  3. [...] Пример: проект Илоны Пулкстене «Фоторамка для друзей». [...]

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru