Как правильно работать с фотографом

Почему фотограф не отдает вам фотографии?

Потому, что он уже ведет деловые переговоры со следующим клиентом. Обрабатывать ваши фотографии (особенно если уже счет оплачен) ему некогда. Реально некогда.

Всё правильно: фотограф в России прежде всего предприниматель, а уже потом представитель творческой профессии.

В технологическом смысле это похоже на классическую пирамиду: получив деньги за заказ, фотограф уже ведет охоту за следующим клиентом. Тяжелая жизнь предпринимателя вынуждает его не останавливаться на одном клиентском проекте, а набирать их как можно больше, чтобы потом их разгребать. Магическое правило оказания услуг в России — «мы получили ваши деньги на наш счет, вы нам больше не интересны» — справедливо в какой-то степени и для фотографии.

При этом, как любой нормальный человек, творческий (это значит, абсолютно ненормальный с точки зрения людей обычных), фотограф живет не в измерении «бизнес — бизнес», а существует в собственном мире, где деловые договоренности — не закон, а пожелание. Сам для себя фотограф — творец, что означает абсолютно несистемный человек в понимании бизнеса. Ему не интересно доделывать начатое: после сессии проект для вас как для клиента всё ещё в будущем времени, до получения фотографий, а для фотографа — уже в прошедшем, так как съемка свершилась, лист перевернут.

Понятно, что есть прекрасные фотографы, которые объединяют в себе и творческое начало, и профессионализм, и предпринимательскую жилку. Но законы для всех неумолимы. Если фотограф проводит деловую встречу, занимается подготовкой договора, готовит презентацию самого себя для потенциального клиента, в это самое время он НЕ фотографирует, НЕ обрабатывает фотографии и НЕ решает иные творческие задачи. И приоритет понятен: кто откажется от встречи с потенциальным клиентом и потенциальными деньгами из-за того, что надо обрабатывать уже проплаченные фото?

— Где фото?
— Дружище, я замотался, нет времени, подожди чуть-чуть…

Это означает, что фотограф сейчас либо в переговорах с новым заказчиком, либо подбирает «хвосты» более старого, чем ваш, заказа, потому что рядом стоит сильно расстроенный позапозапозавчерашний клиент с дымящимся паяльником в руке.

Представим, что случилось чудо, и работает некая идеальная схема: вы заказываете необходимые вам фотографии «как положено». Во время работы со стороны, оказывающей вам продвинутую фотографическую услугу, так или иначе будет задействован функционал, выраженный в специалисте со строго отведенной ему ролью.

Во-первых, это менеджер, представитель фотографа. В идеале — человек, который будет вести с вами бизнес. Это обычная практика на цивилизованном рынке, когда фотограф решает исключительно творческие задачи, делая один проект за другим, а бизнесом (возможно, и общим, глобальным продюсированием съемок) занимается специально обученный человек — менеджер, представитель фотографа или агентство. У нас фотограф сам себе менеджер и продюсер (исключительно из экономии), тем не менее функционал менеджера никуда не пропадает: необходимо грамотно составить техническое задание на съемку, сделать план и, главное, смету, график платежей, подготовить договорные документы. Нужны ООО или ИП, чтобы перегнать деньги. Кроме того, практически каждый фотограф с именем расскажет не одну душещипательную историю о том, как у него работал/работала мальчик/девочка менеджером/директором и каким эпикфейлом это закончилось.

Как ни странно, но именно агентство подбирает фотографа под решение задачи (творчески и эффективно), у нас же фотограф — царь и бог, и он часто «подгоняет» клиента под свои стилистические рамки, под свое видение и под свои технические, квалификационные и творческие возможности. Выбор фотографа, выбор визуального языка и стиля — это необходимый элемент успешного результата. При работе с агентством как генеральным подрядчиком всегда есть возможность заменить фотографа при сохранении структуры проекта и наработок. При работе с фотографом напрямую его замена приводит к полному разрушению текущего проекта и необходимости начинать все заново, с чистого листа.

Фотографы — прежде всего художники, и менеджер/агент/представитель в какой-то степени становится и посредником между фотографом и клиентом, и помогает обоим найти общий язык и решать именно содержательные, творческие задачи, а не вникать во время съемки в тонкости бухгалтерии. Ответственность за проект несет агентство как бизнес-структура. Подбор фотографа под бюджет съемок требует знания рынка, потому теоретически агентство может найти другого фотографа, на любой ценник.

На начальном этапе работы самое главное — понять, что же хочет клиент. Техническое задание является формализацией всех «хотелок», эстетических пожеланий и предвосхищением готовых фотографий. Есть количественные показатели: сколько передается фотографий клиенту, что происходит с «сырым» материалом. Фотограф может сделать на сессию и сотню, и две тысячи фотографий, и потом отобрать лучшее и отдать на терабайтном диске, а может сделать одну фотографию, но шедевр. Это не принципиально. Тем не менее каждая съемка подразумевает какое-то количество итоговых изображений (одно из которых будет «вау-вау», два-три — просто «вау», и остальные — из категории «пусть будут, пригодятся»). Понятно, что система гибкая, кто-то добавит хорошие кадры, кто-то попросит доплатить — не столь важно и принципиально.

Дальше определяются локации и необходимое время для съемок. Собственно, это работа продюсера — сделать так, чтобы перед клиентом, подготовленным к съемке, в нужное время и нужном месте появился фотограф, сказал: «Сейчас вылетит птичка», и все разошлись друзьями. Локации, координация персонала, комфорт клиента, грамотная логистика — продюсеру есть чем заняться (ну или самому фотографу, если он работает один).

Настоятельная рекомендация перед съемками — просить (или требовать) от фотографа, агента эскизы, раскадровку или превизуализацию, вплоть до моделирования световой схемы. Существует масса способов проработать съемку на начальной стадии, любой экспромт на съемочной площадке должен быть тщательно подготовлен, в полном соответствии с этой народной мудростью. Ждать, что фотограф именно на площадке все придумает можно, но надежнее попросить его заранее показать какие-то идеи и наброски, световые схемы и «фишки». Творчество есть непредсказуемость, потому превизуализация вносит и дисциплинирующий эффект, и стабилизирует взаимоотношения. И в этом процессе агент пригодится, чтобы вовремя остановиться на оптимальном варианте. Одним словом, превизуализация, раскадровка — это способ технологизировать «продумывание съемки» и относиться к этому этапу как к строчке в смете.

Можно понять, почему опытный фотограф не хочет тратить лишнее время на «лишнюю», в его понимании, работу: ему надо ехать к другому клиенту и обрабатывать другие фотографии. С бытовой точки зрения, хороший фотограф на самом деле, скорее всего, сделает свою работу прямо во время съемок. Но с точки зрения менеджмента рисков, узнать, какую световую схему держит в голове маэстро, какие «фишки» он хочет предложить — не лишнее. Тут надо учесть, что фотография весьма субъективна, и при всех правильных рациональных действиях не всегда получается ожидаемый результат. И пусть у фотографа будет лишнее время импровизировать по существу.

Если мы говорим о портрете, необходим стилист. Костюмчик должен «сидеть», и в целом все должно быть стильным: от локации до аксессуаров. Кроме того, может быть несколько «подходов» со сменой образа, и, соответственно, одежды. Конечно, единственный костюм и одинокая более-менее приличная рубашка убивают надобность в стилисте, но все равно кто-то должен поправить галстук, разгладить складки и так далее.

К примеру, беда екатеринбургской деловой фотографии — расстегнутые верхние пуговицы рубашек под ослабленным узлом галстука и прозрачные пластиковые китайские авторучки в руках у серьезных людей, сидящих за столом из красного дерева и мудро взирающих. Стиль фиксируется в мелочах, в нюансах и отражениях. Никакая техника и мастерство не «вытянут» стилистический хаос, упорядочить вселенную образа может только человек с поставленным взглядом и чувством такта и стиля.

Фотография — это инвестиция в себя, это то, что будет продвигать-продавать-показывать, и относиться к ней нужно серьезно.

Визажист. Чем тщательней нанесен необходимый для съемок макияж (в том числе и технологический), тем больше вероятность получить на выходе качество. Ни ретушь, ни фотошоп не заменят профессиональной работы с лицом перед съемками. Представьте, с какой ненавистью будет через месяц фотограф вспоминать о том, что он не сдал вашу сессию, так как там еще фотошопный макияж делать и делать.

Если вы снимаете серьезный проект, уже почти стандартом становится параллельная съемка, бэкстейдж. Это нужно для социальных сетей, для драйва и дополнительных эмоций.

После съемок начинается важный этап постпродакшна: фотограф отсекает технический брак, сам, с клиентом или с агентом отбирает то, что пойдет на обработку и будет передано клиенту. Вполне возможно, что обработку (ретушь) будет делать специалист на аутсорсинге: это непринципиально, ответственность несет фотограф (и агентство). Ну и святое дело переложить на агента процесс «вышибания» фотографий: либо лично третировать агентство, а не фотографа.

А теперь — барабанная дробь.

Самое главное — правильно оформить юридические документы. Договор должен отражать не только сроки, движение средств, но и самое главное: регулировать отношения, связанные с авторскими правами. Клиент должен получить то, что ему нужно и что он оплатил. По идее, он должен получить все имущественные права на изображения, проговорить возможность дальнейшего их редактирования без участия фотографа, определить, что будет с «оставшимися» фотографиями, не прошедшими отбор, определить, может ли фотограф использовать материалы в своем портфолио. Все это должно быть не просто проговорено, а зафиксировано юридически. Жизнь длинная, все меняется, слова забываются, и «разговоры на берегу» лучше оформлять в виде документа с подписью.

Ненависть творческой личности к бездушным бумажкам, как инфекция, как вирус передается клиенту, который решает поверить на слово и потом влетает не по-детски.

Если до встречи с фотографом вы ничего о нем не слышали в СМИ, в новостях и соцсетях, значит, у него нет пресс-агента и пиарщика. Если у него в придачу кривой-косой инстаграм — у него точно нет специалиста на SMM-продвижении. Если у него странное портфолио — ему просто некогда и не с кем проконсультироваться. А это значит, что у него нет средств для продвижения себя любимого. Либо у фотографа есть другой источник дохода, и фотография для него хобби.

В чем мораль этого текста? В том, что 30 процентов хорошего фотографа — это его работы, а 70 — организация его бизнес-процессов. Выбирая фотографа, изучайте его бизнес.

А именно организация бизнес-процессов — мать гонораров.

Фотограф ночами должен сладко спать, а не сидеть в соцсетях, не ретушировать фотографии. Если не спит — что-то не так в Датском королевстве, и лучше не рисковать.

Гонорар фотографа — это прежде всего ваши деньги.

  Как правильно работать с фотографом

Как правильно работать с фотографом

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=10323

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 17.01.2018 | 13:06. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

  • Может ли фотограф для продвижения своих услуг исопльзовать известные фотографии других фотографов?

    Результаты

    Loading ... Loading ...

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru