Бумажная работа
Если вы будете делать фото/видеопроект для серьезного заказчика, вам скорее всего придется:
1. Подписать модел-релизы со всеми талантами. Причем, я бы рекомендовал подписать один модел-релиз по форме заказчика и отдать ему, а второй — для себя, если потом использовать для своего промо и на всякий случай. Заказчик, скорее всего, заберет оригинал, а у вас есть свой, такой же, но другой. Кстати, не исключено, что имеет смысл сделать копию на английском. Помним про несовершеннолетних!
2. Договора со всеми локациями — на право использования интерьеров и изображений. Фотостудии, офисы, квартиры, номера в отелях и их лобби — все имеет собственника, нужно подстраховываться. Я подписывал договор сам с собой, когда снимал в своем офисе, иначе заказчик не принимал.
3. Договора со всеми авторами авторских вещей в кадре: украшения, картины на стенах, сувениры, аксессуары, принты, одежда и прочее. Право автора — попросить компенсацию.
4. Договора со всеми участниками процесса: стилист, визажист, ретушер, пост-продакшн, оператор, ассистент, режиссер, сценарист, голос за кадром и так далее. Они тоже участвуют в создании, и у них есть права.
5. Лицензии на звуки и стоковые изображения, футажи, которые использовались. Если музыка оригинальная — авторский договор. Передача прав и все такое. Лицензии на шрифты.
6. Лицензии на всё программное обеспечение, которое использовалось по ходу дела.
7. Возможно, исключить попадание в кадр чужих торговых марок, можно спокойно получить иск от правообладателя.
8. Получить юридическую консультацию по архитектуре, видам и прочему — в ГК одно часто, в нормативных актах региона — иное.
9. Осторожно относится к предметам различных религиозных культов.
10. «Пробивать» оригинальность идеи, чтобы потом все свести к цитированию и оммажу, а не к плагиату.
11. Ну и договор с заказчиком — сто раз все взвесить. Особенно, когда присутствует пункт, что если кто-то обратится в суд по смежным и авторским правам на работу, отдувается исполнитель, да еще и компенсирует заказчику страдания и нервы.
Считаются ли договорами переписки и договоренности в мессенджерах и имейлах? Когда как. Но тогда надо делать принтскрины. Функция «удалить у всех» — беда продюсера.
И это так, первое, что вспомнилось по опыту.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=13064