Илья Рашап: В России фотограф может очень прилично зарабатывать

На вопросы ответил Илья Рашап.

Фотография с сайта www.art2photo.com

Фотография с сайта www.art2photo.com

— Илья, по вашему мнению, существует ли региональная специфика фотографического сообществ? Наблюдается ли у фотографов, которые проживают в одном регионе, сходство в видении мира?

— Существует, я даже могу сказать, не столько по регионам России, а даже по странам.

Просто из того, что я отсматриваю, видны некие склонности. Это очень интересно, это нужно, я всем советую изучать произведения фотографов из разных стран. Например, американцы фэшн снимают по-другому, не лучше, не хуже, просто иначе. Поляки, восточная Европа, очень серьезно заточены на жанровый арт. Немцы стильно снимают ню. Американские свадебные фотографы отличаются очень классной репортажной съемкой. К сожалению, у нас заказчик такого не требует, а у них вся свадебная съемка проводится в жанровом режиме, получается очень атмосферно.

Кто касается регионов, я заметил такую тенденцию: во всех регионах по-разному воспитана публика, а фотограф зачастую работает от публики как «заказчика». Например, в некоторых областях чаще всего ничего кроме свадеб не снимают и снимать не хотят, они ориентированы именно на этот вид коммерции, другого они просто не видят, не замечают.

Москва, Питер — там намного больше разносторонности у фотографов, из-за того, что больше людей, для которых фотография — хобби, не средство заработать на кусок хлеба. В регионах есть тенденция, все очень сильно завязано под коммерческую деятельность. Снимается только то, что продается, а продается именно попсовая свадьба и фэшн-истории, детские серии. Концепт людей просто не интересует, они этим не увлечены, поскольку это не приносит денег. Хотя, в принципе, народ интересующийся везде можно собрать, и этот интерес возрастает — что приятно.

— Может ли фотограф из региона, скажем, из Екатеринбурга, стать такой мега-звездой, и на фотографии зарабатывать себе на дольче виту?

— Так стать мега-звездой или зарабатывать себе на жизнь?

В России фотограф может очень прилично зарабатывать, если он востребован. Тут есть элемент PR, достаточно серьезный. Зачастую, это даже связано не с тем, как хорошо ты умеешь фотографировать, а с тем, насколько хорошо ты умеешь себя подать. У нас, к сожалению, нет института фотоагентов, хотя этим менеджер или пиарщик должны заниматься. В любом случае, сегодня мало хорошо фотографировать, сегодня нужно достаточно хорошо себя раскручивать.

Взять даже тех же самых свадебщиков, есть некий бренд, есть Ласло Габани, он берет 300 тыс. за свадьбу, к примеру, из них 100 тыс. стоит съемка и 200 тыс. стоит бренд. И это норма вещей, не только у нас, во всем мире.

На нас сейчас смотрят, обращают внимание, есть жанры, на которых легче “вылезти” на мировой стандарт, и есть какие-то более трудные в этом смысле. Сходу могу сказать, что жанр стрит-фотографии развит, черно-белой, что-то такое концептуальное в духе Брессона. У нас очень хорошо развит жанр ню, наши очень красиво снимают, заметны даже на мировом уровне. А фэшн заставляет рыдать, и не потому, что у нас фотографы плохие или снимать не умеют, а потому, что у нас заказчик такой. Он требует такие вещи, которые по мировым тенденциям просто не интересны, там уже гораздо дальше убежали.

Я считаю, что фотографу из Екатеринбурга или из другого города можно стать популярным. Просто это труд, достаточно продолжительный во времени и во многом связанный с PR. Некоторое количество прагматичности и трезвой оценки тенденций совсем не помешает.

— Существует ли типовой алгоритм, что должен делать человек, который хочет стать фотографом с большой буквы, зарабатывать на этом деньги?

— Алгоритм?

Люди очень разные, универсального алгоритма нет. Когда я начал заниматься фотографией, она не была источником доходов, я имел профессию, которая меня прекрасно кормила и не рассматривал фотографию как средство заработка на кусок хлеба. Я совершено спокойно творчески развивался, ни о чем особо не заботясь, имел возможность выйти на тот уровень, когда я стал интересен аудитории, пусть даже небольшой. Произошло это само по себе, без натуги. Амбиции, конечно, возрастают в геометрической прогрессии, в идеале хочется, чтобы тебя знали во всем мире. Почему бы и нет — зачем мелочиться.
Это очень длительный отрезок времени, тебя должны узнать сначала в России, потом где-то за рубежом. Одно дело, местечковая известность в фототусовке, то, чем я сейчас владею, а другое дело, когда тебя знает публика, когда людей на улице спрашивают, кто это такой, а они отвечают.

Общего сюжета нет, единственное, от чего я предостерегаю, это когда человек взялся за фотоаппарат и сразу хочет этим заработать. Мне кажется, это заканчивается тем, что он навсегда сразу останется на низком уровне, и не может вылезти, из-за заваленности недорогими заказами и прочей бытовухой.

— Что первично для обретения большой популярности: талант или системная работа по продвижению?

— Системная работа по продвижения однозначно первична, если говорить о востребованности массами.

Я обычно стараюсь резкого мнения не высказывать, в любом случае, это мое частное и не претендующее на истину. Например, девушка снимает красные перцы на тарелке и получает полторы тысячи долларов за снимок, что это? Это маркетинг, с моей точки зрения. Есть более жесткие примеры, когда поливают себя краской, валяются по холсту и опять же зарабатывают. Это опять-таки во многом дань некоей моде, хотя не хочу вешать ярлык, можно, наверное, очень художественно поваляться.
Недавно такой случай произошел: у одного фотографа купили изображение за миллион долларов, и я в этой связи задумался о том, что это был бы отличный PR- ход. Можно даже договориться, чтобы у тебя купили изображение за миллион долларов, отдать потом этот миллион долларов обратно, просто, чтобы о тебе заговорили. Народ приходит в Третьяковскую галерею и восторгается всем подряд. Там же на самом деле висят картины настолько различной стилистики, что человеку не может нравиться все. Когда он восхищается всем подряд, то он это делает только потому, что ему сказали, рассказали, научили: “Это здорово”. Это — не собственное мнение. Если говорить про массовую аудиторию, не про искусствоведов, которые разбираются, а именно за массовую безликую публику, то, конечно, первостепенна рекламная деятельность.

— Существует огромное количество фотографов, которые предоставляют услуги по низким ценам, делают безумные скидки, демпингуют, иногда работают даром, за портфолио. С одной стороны, они не делают качественной продукции, с другой стороны, они обваливают рынок. Можно ли с этими фотографами как-то бороться?

— Есть вещи, на которые возможно влиять, а есть такие, с которыми бороться – как плевать против ветра. Я просто не вижу ни одного способа, которым на данный момент в России можно было бы как-то урегулировать подобную ситуацию. Есть смысл говорить о создании профсоюзов и лицензировании деятельности, но мне кажется, что в ближайшие 10 лет не будет финансового и человеческого ресурса, который смог бы это сделать.

Я вижу проблему в целом, она существует, но для меня она не является важной. Я просто отбрасываю для себя подобный ценовой сегмент. Я построил свою рыночную политику таким образом, что я либо работаю “бесплатно”, когда мне это интересно, либо я работаю “за очень дорого”. Клиентура, которая ищет подешевле, меня просто не интересует. Помимо всего прочего, смысл и в том, что когда ценовая политика выше средней, не бывает клиентов, которые ищут кич. Они всегда реагируют на твои снимки и заказывают фотографии, которые хочется снимать.

Мне кажется, это скорее тормозит людей, которые сами только начинают фотографировать и сразу же хотят зарабатывать, а тут обвал рынка. Когда ты из себя представляешь определенную величину, пусть даже местного характера, в любом случае ты имеешь возможность ориентироваться на клиентуру в другой ценовой нише.

— Бесперспективно создавать ассоциацию, дисциплинировать клиентов, чтобы они ориентировались в предложениях фотографов, отличали халтуру от работы?

— Когда человек готов заплатить большую сумму денег, то он будет искать реально хорошего фотографа, он будет ориентироваться не на цену, а на фотографию. Если у него основной акцент на то, что бы сделать подешевле, он все равно найдет студента и этот профсоюз никогда не отловит этого студента, не даст ему по башке за то, что он фотографирует.
Должно быть лицензирование коммерческих фотографов на государственном уровне, если бы это было прописано в законодательстве, что человек, не имея лицензии фотографа, не имеет право снимать на платной основе, то можно было бы бить по рукам. А сейчас как? Вот создадите такой профсоюз, но какие у него будут рычаги воздействия на тех, кто обваливает этот рынок?

— Когда все фотографы скидываются, появляется некий бюджет на разъяснительную работу, на работу с клиентами, если у тебя есть значок ассоциации, психологически больше доверия.

— В принципе да, у меня есть значок, я вступил в Союз фотохудожников России, и совершил я это совершенно из прагматических соображений, что бы мне просто было, что на визитке написать. Это воздействует на определенного клиента, да, но это только флажок.

Опять же я боюсь, что подобные профсоюзы начнутся с местечковых организаций, например «профсоюз города такого-то, – это не сработает. Для эффекта деятельность такой организации должна быть на всероссийском уровне, это очень серьезное мероприятие.

Я часто слышу фразы из серии: «Ох, миллионы людей фотографируют, все публикуются в Интернете, рынок завален ширпотребом, не пролезть». Ну да, отчасти это так. Можно сесть и рвать на себе волоса… Но, с другой стороны, можно всегда стараться искать в любом факте свои плюсы! Значит, существует огромное количество людей, которые интересуются фотографией, и чем больше людей этим интересуется, тем интереснее и ты сам, если сможешь пробиться. Не нужно стараться воспитать и научить всех вокруг, это старинная дурная русская привычка, мы же любим утопии. Стоит начать с себя и показать какой-то пример по мере сил.

— В эпоху “цифры” существует необходимость отпечатывать свои фотографии на физических носителях, устраивать выставки, создавать движение?

— Однозначно. Подобное дисциплинирует, и очень сильно.

Когда я обрабатываю фотосъемку, мне иногда очень сложно отказаться от некоторых фотографий. Я делаю 15 снимков, и трачу на это большое количество времени, я из этих 15 публикую потом примерно 3.
Если надо печатать фотографию, идут затраты, бюджет. Замешаны деньги, к тому же, если ты себя уважаешь, печатается большой формат, в рамках, с паспарту. Оформление одной фотографии будет стоить минимум 3 тысячи рублей, и ты уже задумываешься, из трех выбираешь одну, лучшую.

Этот процесс позволяет отфильтровать то, что действительно достойно, или то, что показывает твой уровень. В любом случае, если уж и заниматься фотографией всерьез, то нужно делать выставки, и чтобы с этой выставки захотели тебя купить. Ведь больше всего хочется достичь уровня, когда тебя покупали бы с аукциона — вот это как раз конечная и логичная цель.

— Сейчас модна пленка, идет волна интереса к пленочной фотографии, в том числе и среди начинающих. Это мода, или всегда будут люди, снимающие только на пленку?

— Для меня вообще не имеет значения, на что человек снимал, я всегда оцениваю конечный результат. Мне совершенно все равно, пленка, цифра, слайд, обработано в фотошопе или нет. Если получилось здорово, то неважно, каким именно образом.
На сегодняшний день одни и те же результаты можно достичь разными способами, более длинным и более простым путем. Мне кажется, если можно сэкономить собственные силы и получить тот же самый результат, то лучше освободившиеся время потратить на что-то другое, не менее важное. При современном развитии цифровых технологий я не вижу смысла откатываться назад к пленке. Будет то же самое, но только дольше по времени и более сложно. Чтобы с пленки получить достаточно хороший цифровой файл, в любом случае нужен барабанный сканер ценой 30 тысяч долларов.

— Вам не кажется, что у нас пропал поклонник фотографии, тот, кто воспринимает ее именно как искусство? Полностью пропал институт критиков. Нет людей, кого можно приглашать на выставку — разбирающихся журналистов, критиков, зрителей.

— Критики есть, но их мало, и они обычно наталкиваются на очень жесткую реакцию. Псевдокритиков в интернете достаточно много, Интернет это такой полигон, где все общаются, и в этой массе выловить талантливого критика, как и талантливого фотографа, очень сложно.

Да и в общем-то, не сочтите за снобизм, но визуальные искусства всегда были уделом узкого круга, не были рассчитаны на массовую публику. Вспомните, для кого писали свои полотна живописцы? Это не новость.

Опять же воспитывать публику можно только на собственном примере. Не надо ходить, где тебя не просят, и тыркать людей, мол «ты снимаешь ерунду, ты тоже снимаешь ерунду, зачем вы все это делаете»? Сними сам хорошо, покажи это всем, и добейся, чтобы тебя слушали и слышали. Только так.

Я немного пробую что-то делать в блоге, делаю разборы фотографий, стараюсь заставить людей видеть в фото чуть больше суммы слагаемых. Пусть моя писанина – это капля в море, но собралась достаточно весомая аудитория, которая читает, и, по крайней мере, это заставляет людей мыслить в ином ракурсе. Ну, я надеюсь. Может, будет еще одна такая капля, вторая, третья.
Я заочно не очень хорошо отношусь к людям, которые реально имеют потенциал и возможности, чтобы воздействовать на большую аудиторию, воспитывать вкус, а все делается ровно наоборот, исключительно в угоду быстрому заработку. Это камень в огород владельцев некоторых фотосайтов. Они приучают зрителя к ширпотребу, я понимаю, что это бизнес, но совершенно свободно можно совмещать «зарабатывание бабла» с повышением уровня восприятия аудитории, это не взаимоисключающие вещи.

— Вы второй раз в Екатеринбурге, через вас много фотографов прошло за четыре мастер-класса, есть впечатления? Интересно, не интересно? Не оценка, а просто впечатления?

— Во всяком случае, обратная связь есть, ее невозможно доказать, я ее просто ловлю. После последнего раза были очень хорошие отзывы, причем постфактум (что честнее, чем когда тебе что-то говорят лично). Мне очень важно, чтобы люди получили какой-то заряд, импульс, чтобы они могли начать думать по-другому. Я действительно не могу дать оценку слушателям, для этого мне нужно видеть их работы до и после обучения, причем с достаточно большим промежутком времени.

Как это происходит на фотокурсах: я обязую людей приносить мне портфолио, чтобы я понимал, с кем занимаюсь, и на каждое занятие мне приносят новые, новые фотографии. У тех, кто учится, виден результат, прогресс, это очень здорово.

— Была мысль создавать онлайн курсы?

– Очень много людей, которые про это спрашивают, как про онлайн-обучение, так и про обучающие диски. Я даже думал выпустить видео, а потом отказался от этой идеи, это просто собьет мне аудиторию, первый же диск окажется на торрентах.
Я не привык делать что-либо шаляй-валяй. Если делать, то делать хорошо. Нужен достаточно большой и насыщенный интернет-портал с различным функционалом, разноплановая программа. Это же, по сути, заочное обучение визуальному искусству, очень сложная задача. Все интересно, осуществимо и хочется. Но требуется большая команда людей, которая будет этим заниматься. Тема очень актуальна и практически эксклюзивна в нашей стране, если сделать хорошо, будет вне конкуренции.

Сайт фотографа: http://www.art2photo.com

Огромное спасибо фотостудии «3080K» за помощь.

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=1226

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (6 голосов, средний: 4.83 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 03.03.2011 | 12:10. Соответствие Интервью, Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

3 Комментарий для “Илья Рашап: В России фотограф может очень прилично зарабатывать”

  1. [...] Рекомендую к прочтению два выпуска разборов фотографий «ню» от Ильи Рашапа. [...]

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru