Конкурс и плагиат
Позволю себе процитировать Википедию: Конкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
Выдающийся — наиболее заметный и/или наиболее значительный (грубо).
Логично, что направляемая на конкурс работа должна привлечь внимание жюри, выделиться среди прочих работ и за счёт выдающегося содержания получить приз. Причём есть как минимум два уровня — это уровень работ в рамках одного конкурса плюс оценка работы в разрезе имеющегося в наличии фотографического наследия общества. Вот о последнем и есть эта моя критическая, я бы даже сказал — искусствоведческая статья с учётом специфики работы глобальных поисковых систем.
Среди конкурсных работ есть одна, и она безусловно выделяется. Это — портрет девушки в шляпе, с цветами в виде подсолнухов.
Источник изображения: https://vk.com/photo-165250158_456239213, фотограф — Владимир Салапонов, https://vk.com/vsalaponov.
Вот в совокупности конкурсных работ — она даже как-то воспринимается позитивно. Но «девушка в поле среди подсолнухов» — настолько распространённая и исследованная тема, что даже закрадывается сомнение — а не издевается ли автор над жюри и зрителями, направляя работу на конкурс? Да, несомненно, девушке, которая изображена на фотографии, её собственный портрет эксклюзивен и дорог. Но в случае соревнования, он лишён личностного значения, мы видим просто портрет абстрактной девушки и оцениваем визуальный ряд, от идеи и композиции и до значения деталей.
Просто вводим картинку в поиск, и что мы получаем?
Более того, этот кластер «woman sunflower field hat» исследован вдоль и поперёк коммерческой фотографией, он — частый сюжет стоковых изображений. Причём исследовано всё: чередование планов, расположение цветов относительно модели, цветы на шляпе.
А вот пример коммерческого исследования темы в рамках одного аккаунта:
Хотите приложить цветок к шляпе — пожалуйста.
Желаете спрятать модель за цветками? Нет проблем.
Если фотограф придавал мистическое значение именно двум цветам на переднем плане, то и сие уже оцифровано и выведено отдельным коммерческим предложением, и не одним.
Что хотел сказать автор миру, направляя работу на конкурс? В чем его творческое, художественное высказывание? В том, что он может повторить стоковую фотографию? В том, что где-то есть подсолнухи? В том, что у модели платье в горошек? В том, что есть шляпа?
Раскрывает шляпа и подсолнухи личность? Нет. Эксклюзивна работа? Нет.
Ну вот нет аргументов, которые позволяют обосновать этот шаблон и штамп как нечто достойное конкурсной работы. Я могу допустить (с огромной натяжкой), что автор искренне уверен, что до него никто не догадался поместить два цветка на передний план и полуспрятать за них модель. Но ожидать такого неведения от жюри — ну это просто неуважение какое-то.
Для баланса. Сказанное справедливо не только для выбранной работы с подсолнухами. Этих фотографий — множество. Вот ещё пример, с ходу.
Источник изображения: https://vk.com/photo-165250158_456239250, фотограф — Валерий Старков, https://vk.com/painting.
Или вот:
Источник изображения: https://vk.com/photo-165250158_456239250, фотограф — Сергей Вьюгин, https://vk.com/vyugin1972.
Ну нельзя же жить так, словно до твоего снимка не существовало фотографии. Понятно, что грань между плагиатом и аллюзией, копированием и творческим развитием темы тонкая, особенно в современном, заваленном миллиардами одинаковых изображений мире. Более того, среди фотографов считается допустимым вывесить на своём аккаунте в соцсети фотографии Хельмута Ньютона или какого другого корифея и написать: «Девочки, готова поснимать также, с вас аренда студии».
Но. Истинное позиционирование «фотограф», а тем более коммерческий, оно обязывает. Назвался груздем, не снимай подсолнухи ровно как они выложены на стоках. Или снимай так, чтобы все сказали «вау»: «Да, так подсолнухи ещё никто не фотографировал».
Все фотографии и изображения в материале (критической и информационной статье) используются в соответствии с п.1 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации: допускается цитирование в оригинале в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=10956