Фотография как часть персонального бренда
Может ли медийный человек обходиться без личного фотопотока в социальных сетях? На вопросы ответила маркетолог Ксения Андреева.
— Почему постоянное предъявление своих фотографий в соцсетях стало атрибутом и фактически обязанностью менеджеров, особенно по пиару и рекламе? Как жить тем, кто боится фотографироваться либо считает, что «плохо получается», кто не хочет «публичить» частную жизнь?
— Кажется, публичный человек действительно должен предъявлять обществу фотографии, где он сейчас находится, чем занимается. Это создает эффект «подглядывания», а вместе с тем и доверия к тому, что он говорит или пишет в своем блоге. Но это совсем необязательно. Фото в сети — это всего лишь один из приемов, который позволит а) привлечь внимание подписчиков, б) создать эффект присутствия.
С другой стороны, ничто не мешает (и есть такие примеры) публичным людям вести блог и вовсе без фото. Они публикуют художественные тексты или хлесткие высказывания, и могут интересно рассказать буквально обо всем. Тут уже важна не сама личность, а материал. Это как с журналистами, когда читатель и вовсе не знает, чей материал он только что прочел.
Соцсети в этом плане больше похожи на желтую прессу, где можно подсмотреть, как кто живет, какая семья, есть ли дети, какие увлечения, на каких мероприятиях бывает, что думает, с кем дружит. Это всегда было интересно людям. Проблема (да и возможность одновременно) в том, что этот образ в сети легко создать таким, каким вы хотите его показать общественности.
— Зачем наемным менеджерам включать свою работу, свою компанию в свою личную орбиту? Зачем смешивать личное и работу?
— Это удобный инструмент самопиара и увеличения стоимости своего часа на рынке труда. Отчасти этот прием позволит создать более полный образ «сотрудника», который не просто механизм большой машины, а личность, которая чем-то увлечена, да и вообще может быть интересной. Это способ продемонстрировать свою работу, показать проекты, привлечь внимание коллег к проблемам, и так далее.
В соцсетях мы, в силу особенностей человеческой психики, не можем воспринимать человека цельно. Мы видим какую-то очень конкретную и понятную «картинку» и следим за ней (в идеале, конечно).
Подписчики — это ваша целевая аудитория. У них есть причина, по которой они подписались на ваш блог. Например, вы позиционируйте себя как грамотного PR специалиста, значит, вы должны много говорить о PR, демонстрировать свои проекты, делиться секретами и приподнимать завесу личной жизни. Последнее поможет укрепить доверие, — теперь вы не просто фрэнды, вы уже друзья.
— Все понимают, что это именно пиар и продвижение, что «царь-то не настоящий», а соцсети только его витрина, разве не так?
— Все, кто представляют себя обществу, немного лукавят: хотят казаться лучше, чем есть на самом деле. Когда человек встает перед камерой, он начинает поправлять прическу, одергивать пиджак, при случае заглянет в зеркало…
Заметно пользуются спросом фотостудии, в которых есть «домашние» интерьеры, создающие иллюзию собственного роскошного дома. Популярны фото «из отпуска».
Не секрет, что контент для сети можно подготовить заранее, например, сделать фото с одной поездки на море в разных купальниках.
Соцсети — такой аватар, картинка для общества. Здесь важно другое: какую цель преследует автор.
— Почему публичные люди, профессионалы, «сокращают» расстояние с аудиторией, публикуя либо «домашние», либо достаточно интимные фото? Раньше было серьезное дистанцирование, сейчас визуально — практически любой в самой «личной» зоне?
—Удивляться, почему «личное» публикуют в социальных сетях, не стоит. Это элемент психологии, так мы доверяем нашему собеседнику. Вот он, вот его дети, вот его собака, а вот он голышом.
Публикация фотографии, пусть даже интимного характера, не всегда один из способов подпустить ближе, — это способ привлечения внимания, заигрывания с аудиторией.
Если эта фотография сделана профессионалом и это действительно красиво, почему бы и нет? Главное, чтобы это было уместно.
Мне кажется, вопрос еще заключается в развитии морали общества. Сейчас отношение к телу в России меняется. Думаю, это отлично видно по социальным сетям.
— Массу педагогов-женщин буквально травили и увольняли из-за фото в купальнике…
— В отношении педагогов общественное сознание не изменилось. Есть четкое представление учителя, какой он. Мы наделяем его определенными смыслами (навешиваем ярлыки, если хотите), и допустить сюда какие-то другие смыслы не можем.
Тут стоит вернуться к вопросу о восприятии человека через соцсети. Это не цельная личность, а один конкретный элемент. Если это учитель, то он не может быть одновременно и фотомоделью, и актрисой любительского театра. Зато быть мамой троих детей, любящей женой и хозяйкой кошки Машки очень даже может. Потому что в первом случае – это элементы профессиональной жизни, а во втором, — то самое «личное», что вызывает доверие у аудитории. Все как с героями в кино.
Если человек в социальных сетях пишет, что он педагог, он должен понимать, что его аудитория подписалась на его блог, потому что он именно педагог, а не фотомодель или обладательница прекрасной фигуры (о, женская зависть).
Если ты педагог, но не рассказываешь об этом в соцсетях, а ведешь блог как фотомодель, то скорее всего, не встретишь негатива, потому что та аудитория, которая подписалась на тебя, заинтересовалась тобой как фотомоделью.
— Где брать фотографов для продвижения? Недорого? Насколько личные соцсети специалиста, его личный фотопоток коррелируют и влияют на образ организации, которую он представляет и от имени которой выступает?
— Если основная прибыль складывается из рекламы в социальных сетях, тогда фотография — это часть работы. Необходимо планировать публикации, продумывать иллюстрации к ним.
У крупных блогеров есть менеджеры, которые планируют бюджет. Блогер понимает, какая у него аудитория и продает ее рекламодателю.
Если соцсети не основной источник дохода, или они используются для самопрезентации, здесь тоже может быть продакшн. Было бы круто разработать медиаплан, но я понимаю, что, скорее всего, у этих ребят нет столько времени, чтобы работать так тщательно над контентом в сети, когда есть «настоящая работа». Появилось время — появилась возможность написать хороший пост.
Каждый должен заниматься своим делом. Фотографии пусть делает фотограф, у которого есть специальная техника, который знает особенности композиции, сочетания цветов, который умеет работать со светом и может сделать красивые кадры под конкретный контент.
Если человек публичен и часто выставляет фотографии, которые делает сам на смартфон, этим он себя «удешевляет». Это как ходить в плохой одежде. Соответственно, это отражается на образе бренда, который он представляет.
Посмотрите, какие авто на парковке прежде, чем устроиться на работу.
— Если бы отменили Инстаграм и ТикТок, это был бы вздох облегчения или разочарования?
— Ты всегда можешь сделать выбор, где жить, в реальном или виртуальном мире. Для кого-то виртуальный мир — это отличный способ заработка и самопрезентации, не больше. Главное, не создать себе иллюзию.
Изображения любезно предоставлены Ксенией Андреевой.
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=12515