Артем Сурков, проект «Galatea» / «Галатея»
Я предлагаю исходить из того, что фотография – прежде всего творчество, процесс создания духовных ценностей. Не поиск совершенного исполнения (техника – это лишь инструмент), не попытка получить «идеальную» картинку как таковую. Фотография есть генерация новых смыслов, идей в образах, которые обретают ценность, как произведения искусства.
Поэтому, для фотографа не являются определяющими ни совершенство через технический уровень камеры и оптики, ни мастерское владение светом и цветом, как таковыми и самодостаточными. Главное для фотографа – постоянный творческий поиск. Вот «творческий поиск», это ключевое понятие. Это новые формы, стиль, качество высказывания, и, опять же главное, поиск идеи, которая превращает фотографии в нечто.
Идея же становится материальной только тогда, когда она проговорена и прописана, и, фактически, когда она превращена в концепцию. И вот тут приходит техническая, я бы сказал – технологическая составляющая. Прописанная концепция в настоящее время, это «приземленный» до уровня реализации творческий поиск, когда великое начинает собираться ручками.
Когда я был на презентации международного фестиваля видео-арта Pixel Vision 2011, мое внимание привлек проект, в котором фотографии различных авторов проецировались на экран в определенной последовательности. Это хорошо вписывалось в общую канву фестиваля и, в тоже время, было явно самостоятельным действом.
И через какое-то время один из авторов, Артем Сурков, презентовал свой проект в более расширенном и самостоятельном виде.
Более того, он привел концептуальное обоснование, так сказать, материализовал идею.
Цитирую:
Что такое человеческая эмоция?
Опираясь на доступные исследования, Я пришел к выводу, что на данный момент мы не сможем четко ответить на этот вопрос.
Современная наука не располагает единой теорией о природе эмоции и эмоционального процесса. В зависимости от подхода к изучению меняются причинно-следственные связи, что свидетельствует о том, что сейчас невозможно точно дать определение терминам «эмоция» и «эмоциональный процесс».
В общей массе исследований ученые приходят к выводу, что эмоция – это реакция на раздражитель. Так же в большинстве из них подтверждается более конкретная взаимосвязь между зрительным каналом восприятия и выражением эмоции. Примером этого может служить то, что слепые от рождения люди обладают крайне бедной мимикой – не могут полноценно выражать свои эмоции, потому как не видят себя и других. Следовательно, зрительное восприятие формирует не только эмоциональное состояние человека, но и сами способы выражения этого состояния.
Данная работа – демонстрация красоты невербального выражения эмоций.
Мне в первую очередь был интересен современный человек – выражающий эмоции крайне скудно, более стереотепично, чем искренне. За каждым снимком – психологический блок не дающий даже зрячему человеку раскрыть эмоции в полную силу. И причиной этому, мне видится, переизбыток визуальной информации в окружающей среде, когда очевидные визуальные раздражители перестают вызывать эмоции. Импульс раздражителя воспринимается как слабый, недостаточный, а реакции крайне не продолжительны и поверхностны. Запечатлеть эту едва уловимую неспособность преодоления психологического барьера, полу-эмоцию и представляло для меня больший интерес. Мне крайне важна была та характерная фаза мимики, когда модель еще не использует заготовленный шаблон-маску.
И задача стоящая перед фотографом работающим с профессиональной моделью становится подобием сюжета древнегреческого мифа про Пигмалиона и Галатею.
При всех прилагаемых усилиях вдохнуть живые искренние и честные эмоции в современного человека может только божественная сила.
Собственно, это и есть пример творческого поиска, определяющего творчество фотографа, и делающего его создателем. У нас очень мало людей, которые пытаются делиться тем, что их подвигло на создание произведения, а ведь концепция, она как часть общего.
Конечно, фотография самодостаточна, и ее должно хватать зрителю. Но – согласитесь, проект с озвученной, зафиксированной концепцией смотрится, живет совершенно по-другому. Идея захватывает, и заставляет думать. Рождаются диалог и полемика, без которых произведения не существуют.
Огромная благодарность Артему за подобные проекты, которые становятся публичными, великое это дело.
Посмотреть проект: http://temasurkov.livejournal.com/153385.html
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=2121