Вирус знаковых систем

Вчера был последний день работы выставки Алексея Никишина «В РОЛИ СЕБЯ. БЕЗ ПРАВИЛ. Дом-2 в реальности» в Галерее современного искусства. Я в субботу доехал, посмотрел.

У самого входа посетителей встречает «Манифест» автора.

Я его процитирую.

Прошло более трех лет с того момента, когда мной были сняты первые фотографии проекта «В РОЛИ СЕБЯ» – психологические портреты наших современников, известных музыкантов, любимых актеров и режиссеров. Многие ждали продолжения проекта, хотели увидеть новые портреты, другим взглядом посмотреть на тех, кого они привыкли видеть в газетах, журналах, с экранов телевизоров. Но эта серия – не логическое продолжение серии психологических портретов «В РОЛИ СЕБЯ».

Художник не может позволить себе стоять на одном месте, застыть во времени и делать вид, что ничего не произошло ни вокруг него, ни с ним самим. Произошло. Изменилось время, изменилось общество, изменились ценности. Включите телевизор, купите журнал – вы поймете: этот мир уже хронически «не в роли себя». На сцену вышли новые люди, с новой моралью, новой системой ценностей, с новой системой коммуникации, с новым языком.

В системе координат этих новых ценностей язык психологического портрета, по понятным причинам, начинает «сужаться» и выводит нас всегда к одному и тому же очевидному содержанию. Он лишает высказывание объема и возможности дальнейшей интерпретации. Мир так обеднен, что все становится простым и понятным. За цитатами и дубликатами, штампами и клише, следующими друг за другом, сложно непосредственно воспринять высказывание художника. Как быть?

Я решил вывести героев из их знаковой системы и перенести в иную – в мою собственную, незнакомую им, а, может даже, и чуждую им систему координат. Получился конфликт – стиль полностью противоречит исходному тексту (содержанию), не дает ему ни малейшего шанса на выживание. Люди на фотографиях такие, какими они не привыкли себя видеть.

И теперь, уйдя от понимания искусства как отображения внешней действительности, разорвав все ссылки и связи, указывающие на это, хочется высказаться о содержании. Содержание ведь теперь тоже изменится. Может быть, оно станет менее фигуративным и его реалистичность – менее очевидной. Но каждый кадр осмыслен и продуман. Может это звучит претенциозно, но, так или иначе, я надеюсь, что за каждым кадром можно увидеть мысль.

На фотографиях нет ничего случайного. Этими фотографиями, хотелось бы выступить против современных правил, «тенденций», норм и условностей в фотографии: правил композиции, критериев качества и современных канонов красоты. То, что модно в сегодняшней фотографии – ничего не значит. Все модное на самом деле давно устарело. Эту форму можно воспринимать как противовес всему тому рациональному, что навязывается нам «массовой культурой» и так легко считывается массовым зрителем как образец.

Мы любим шаблоны. Нам нравится, когда наши ожидания оправдываются – когда то, что мы видим узнаваемо нами в собственной опыте и соответствует нашим представлениям. Человек хватается за это как за спасение, и тем себя ограничивает. Отказ от этих ограничений и работа с набором качеств, противоречащих здравому смыслу, надеюсь, даст мне большую свободу для высказывания, а вам для интерпретации увиденного.

Итак, эта выставка – полное освобождение от прежней эстетики психологического в портретах, отказ от найденного, правил и теорий. Вы не увидите того, чего ожидали. Столкнувшись с загадкой, вы будете пытаться найти ключ к происходящему. Но я не могу предложить вам такого ключа, потому что сам им не располагаю.

Алексей Никишин, апрель 2011»

После просмотра выставки, у меня одна ассоциация на манифест мастера, это реплика персонажа Ефима Шифрина, дизайнера Марка Шифера, в фильме «Глянец»: «Я считаю, что “Черный квадрат» Малевича – это отрицание всякой живописи, мой последний показ – это отрицание всякой моды. На подиум должен вернуться цирк, модель надо раздеть и испачкать ее как ребенка в собственном дерьме…»

Вот извините меня, но в данном случае, в системе координат фильма, испачкались не модели, а маэстро.

Ну какие психологические портреты? Три вида одной попы на разных стенах? Собчак так, сяк и эдак?

Фотограф вырывал моделей из «их знаковой системы», и в итоге снял свой, авторский «Дом-2», только в профиль. При этом он реплицировал его, «Дома», ДНК (репликация – это «процесс синтеза дочерней молекулы»). Вне контекста фотографии как фотографии, не эпохальные, без особой психологии (ну какая психология у троекратной попы?). Как только появляется контекст, появляется напыщенность и игра, как в  в фильме Кончаловского. Довели талантливого человека до цугундера и нашли хорошего покупателя.

Выставка-разочарование, самое интересное – записи в книге посетителей.

Немного айфонографий:

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=2551

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 08.08.2011 | 12:18. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru