Магический реализм в действии

Вчера в Доме Метенкова открылась выставка «Мастер и Маргарита. ФотоМистерия».

Популярный роман Михаила Булгакова в музее был представлен в виде некой визуальной фантазии, как будто бы на экспозиции оставили после себя след сами герои «Мастера и Маргариты».

Как рассказал куратор магически-реалистичной экспозиции, отправной точкой для создания проекта выступили фотографии Евгения Малахина, первого стрит-арт художника Екатеринбурга. Снимки Старика Букашкина не столь широко известны, как его наивное искусство на дощечках или рисунках на заборах. Дом Метенкова ликвидирует этот пробел: в 2003 году прошла первая выставка народного дворника и поэта, а спустя девять лет открывается новая, литературно-мистическая экспозиция по мотивам произведения Булгакова. Работы Букашкина заполнили залы с названиями «Иешуа», «Великий бал у Сатаны», «Любовь Мастера и Маргариты».

Поразительно экспрессивные снимки, сделанные в семидесятые годы, иллюстрируют фантастическую плоскость романа. Представленные черно-белые кадры полны таинственности, изображения людей и предметов по-модернистски искажены. Букашкин использовал особую технику (до сих пор неизвестно, случайно или целенаправленно) – он кидал пленку в кипяток, и это делало фотографии фиксацией какой-то параллельной реальности. Этот потусторонний мир как раз и был использован для создания одной из частей выставки. Впрочем, напрасно пытаться отчетливо увидеть персонажей. По словам куратора проекта Артема Берковича, была поставлена более масштабная задача – показать целую вселенную романа и передать дух той эпохи – атмосферу страха и ужаса.

Мир Москвы 30-х годов представлен на выставке работами выдающихся фотографов той эпохи: Марка Маркова-Гринберга, Александра Устинова, Аркадия Шайхета, Ивана Шагина, Бориса Игнатовича и других советских классиков. Москва выглядит порочным, развратным, мещанским, сытым городом. Естественно, на выставке есть зал, посвященный взаимоотношениям человека и государства. В помещении, помимо фотографий, приведены фразы Воланда и фрагменты выступлений товарища Сталина. Тиранический хаос и ореол тотального страха наиболее ярко проиллюстрированы одной фотографией Александра Гринберга. На снимке много черных пятен – это не художественная деталь, а документальное отражение насилия власти над человеком, ведь такие отметины появились, потому что фотографы той эпохи уничтожали изображения репрессированных людей.

Крайне любопытной составляющей мистерии, которую устроили в музее, являются несколько приемов, фишек, чтобы оживить литературный оригинал. В частности, в самом начале просмотра можно увидеть «цитатную» инсталляцию. По мере работы выставки каждый посетитель может придать выражению «растащить на цитаты» физический смысл, взяв с собой лист бумаги со стилизованной под машинопись выдержкой из романа. Кроме того, в темной комнате (зал «Нехорошая квартира») демонстрируется фрагмент из фильма Дзиги Вертова, где звучит джазовый фокстрот «Аллилуйя». Это та же композиция, которая «играет» в романе.

Как рассказал Артем Беркович, данный проект – первая попытка перенести художественную реальность в выставочное пространство. Отметим, что инициатива вышла удачной – путешествие по страницам знаменитого текста (который со временем обретает новые смыслы) получилось немного неожиданным, небанальным, как и сам литературный исходник.

Повстречаться с персонажами Булгакова можно будет до 11 марта.

Артем Мельник, © 2011, «Актуально.ру», источник: http://aktualno.ru/view/sverdlovsk/culture/3466

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=3998

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 03.02.2012 | 12:28. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru