«Уральский рабочий»: «ФотоМистерия» не удалась
В Доме Метенкова открылась противоречивая выставка.
«Ошибкой было бы искать в фотографиях иллюстрации к роману или пытаться угадать героев», — сообщается в аннотации к выставке «Мастер и Маргарита. ФотоМистерия», посвященной фотографиям России 1930-х годов. И, скажу честно, ошибкой было вообще привязывать книгу к «ФотоМистерии», они и по отдельности хороши.
На выставке представлены работы таких фотографов, как Аркадий Шайхет, Александр Гринберг, Борис Игнатович и других. Их фотографии выполнены безупречно даже по нынешним меркам. Они, к слову, сопровождаются выдержками из романа «Мастер и Маргарита» и анализом героев самого романа. Если цитаты периодически подходили к фотографиям, то над пояснениями в стиле «Кто такой Воланд» и «В чем цель жизни Мастера» можно было плакать. Почему?
Во-первых, настораживает сам факт анализа: как можно дать однозначную оценку столь неоднозначному роману? Годами литературоведы толкуют смысл романа, споря обо всех персонажах, а тут все легко и просто уместилось в 3—4 абзаца.
Во-вторых, вызывает недоумение наивность этих суждений. Создалось впечатление, что автор перед написанием рецензий быстренько пролистал пару-тройку статей в Интернете, из которых почерпнул сведения для анализа. Воланд — злое зло, и злее его нет зла, Фауст (и его там упоминают) всю свою жизнь стремился к доброте и искренности (ну-ну, уже верю), и дальше подобные нестыковки можно перечислять и перечислять. Ничего хорошего подобные пояснения не принесут: тот, кто не читал, может и не захотеть читать оригинал, а человеку, знакомому с «Мастером и Маргаритой» и «Фаустом», просто больно смотреть на подобный бред.
Наконец, привязка к «Мастеру и Маргарите» — всего лишь рекламный ход, на мой взгляд. Роман популярен, следовательно, можно на этой популярности выехать и подать обычные фотографии в необычном свете. Как уже говорилось выше, фотографии хороши и сами по себе: жизнь того времени, атмосфера — все это великолепно передано в работах фотографов.
Выставка производит неоднозначное впечатление: с одной стороны — выразительные фотографии, которые с удовольствием пересматриваешь, с другой — сочинения троечника на тему «А что вообще имел в виду Булгаков».
Дарья НЕКРАСОВА, «Уральский рабочий». Источник: http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/3915/
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=4072