«Вечерний Екатеринбург»: Мир на грани нервного срыва

Творчество всемирно известного фотографа Роджера БАЛЛЕНА, урождённого нью-йоркца, более 30 лет живущего в Южной Африке, знакомо и екатеринбуржцам.

Несколько лет назад его снимки экспонировались в Фотографическом музее «Дом Метенкова». 4 июля большая выставка-ретроспектива «Страна теней. Фотографии Роджера Баллена 1982—2013 годов» открылась в Музее изобразительных искусств (ул. Вайнера, 11).

Вернисаж прошёл почти в личном присутствии автора. Почти — потому что реально он приехать не мог: проводил выставку своего видеоарта в Стокгольме. Общался с публикой Екатеринбурга при помощи телемоста. Посредником в виртуальном общении стал директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН. Перед вернисажем он рассказал ВЕ, как Роджер Баллен со своей странной «Страной…» попал в уральскую столицу.

— Эта выставка оказалась у нас по моей инициативе. С творчеством Баллена знаком давно, видел снова и нынешней весной — во время своей музейной стажировки в США. Этот фотохудожник мне очень интересен. Его искусство отражает наш мир на грани нормы и патологии, на грани нервного срыва. Люблю графику, и Роджер Баллен — чёрно-белый, ему достаточно двух контрастных цветов, чтобы погрузить зрителя в глубины психологии, в пограничное состояние персонажей и их среды. В апреле-мае ретроспектива «Страна теней» была экспонирована на Международной фотобиеннале в Центральном выставочном зале «Манеж», и её устроитель — Мультимедиа Арт-музей — предоставил эту коллекцию с согласия автора для выставки в нашем музее.

Автору надо быть очень уравновешенным и гармоничным человеком, чтобы запечатлевать такие человеческие лица, как в сериях Баллена. Снимая маргиналов, фотограф не стремится напугать нас уродливыми чертами. Он не искал нарочно этих «фриков», встречал их, разъезжая как геолог по Южной Африке. Роджер Баллен делится с нами своим простым и шокирующим открытием — это тоже представители человечества. Вырождающегося, нездорового, привыкшего быть нечистым и нетребовательным, озлобленного или бесчувственного, равнодушного, словно уже мертво. Чувства при рассматривании этих странных «теневых» персонажей приходят разные — от отвращения до жалости, от удивления до сострадания. Говорят, что кто-то даже хохочет — по-моему, это тоже реакция «на грани».

Самыми нормальными среди живых существ на фотографиях кажутся птицы. Белые, чёрные и, какая бы грязь вокруг ни была, — небесные, красивые. Птицы, не брезгуя, садятся на ладонь человека «с обочины жизни», касаются крыльями этих бледных болезненных щёк. Они доверчиво прилетают даже к старому пальто, в котором его владелец спрятался от жизни с головой… Птицы не поступаются своей полётной личностью.

Куратор проекта «Фотолето» в ЕМИИ, научный сотрудник Екатерина ФРОЛЕНКО обратила наше внимание на то, как фотограф композиционно и детально строит особый мир на снимках. Роджер Баллен не «дорисовывает» фотографии после съёмки, но он дополняет среду персонажей своими и чужими рисунками, частями сломанных предметов — старых игрушек, манекенов, мебели. Его предсъёмочный коллаж становится не столько фоном для людей из «Страны теней», где они так одиноки или вдвоём, но всё равно одиноки, где к ним ненадолго спускаются с высоты птицы. Это образ разъятого пространства, которое стремится обратно — к целостности, к гармонии, но ничего не получается. А надежда всё равно жива, пусть и едва жива, как птицы, не оставляющие человека, каким бы потерянным он ни был.

Екатерина ШАКШИНА.

Источник: http://вечерний-екатеринбург.рф/culture/visual/16610-mir-na-grani-nervnogo-sryva/

Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=7761

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 09.07.2014 | 11:16. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru