Максим Лоскутов, Дарья Мельникова: «Стенограффии» нужна единая система представления визуальных материалов
На мои вопросы об организации работы фотослужбы ответили фотограф Максим Лоскутов и руководитель пресс-службы фестиваля «Стенограффия» Дарья Мельникова.
— Максим, ты регулярно работаешь на «Стенограффии». Чем был для тебя интересен фестиваль в 2015 году?
Максим (M): — В этом году я воспринимал фестиваль чуть меньше с точки зрения фотографа и чуть больше с точки зрения организатора-менеджера. Я со «Стенограффией» работаю уже третий год. В прошлом году снимал максимальный объем объектов, что мог захватить. В этом году я пытался организовать полноценную фотослужбу, когда работает команда фотографов, когда работает фоторедактор. Все координируется с пресс-службой и, соответственно, увеличивается охват мероприятий и качество материала. Я работал в команде, на первом месте стоял командный результат.
— Сколько фотографов работало командой на «Стенограффии»?
М: — Команда состояла из 5-и фотографов, и 1 человек отвечал за «Инстаграм».
— Что значит повысить «качество материалов»?
М: — Цельность. В прошлом году не получалось охватить даже половины. Для одного человека такое мероприятие нереально охватить. Получалось, что материал отрывками «надерган», и общей картины о том, что такое фестиваль «Стенограффия» и какие у него масштабы, не складывалось у зрителя.
В этом году хотели сделать так, чтобы каждый человек, посмотрев со стороны отчеты и ежедневную ленту, дайджесты, понял масштабы фестиваля. Во-вторых, каждый объект был представлен фотографиями близкого качества. И важно, что материалы выходили регулярно, была лента, которую можно смотреть каждый день, были регулярные обновления и ежедневный дайджест.
— Дарья, насколько была в онлайне успешна эта фотолента?
Дарья (Д): — Если считать по лайкам и просмотрам, было их довольно много. Я в «Стенограффии» пресс-секретарем работаю 3 года. Каждый раз мы сталкиваемся с одним и тем же: до фестиваля мы очень хорошо освещаем работу художников и организаторов, хорошо анонсируем. Начинается мероприятие — вымирает абсолютно все, ничего не происходит ни в социальных сетях, ни на сайте. В этом году мы решили, что надо что-то менять: начали публиковать информацию о происходящем в реальном времени, и это пользовалось спросом. Есть и комментарии, и звонки, и те же самые лайки. Мы организовали пресс-службу, которой я горжусь до сих пор.
— Какие были условия пользователям в социальных сетях для перепоста, для расшаривания фотографий?
Д: — Для пользователей не было никаких особенных условий. У нас был внутренний регламент, мы с фотографами решили, что некоторое время они не будут публиковать на своих ресурсах материал, то есть все премьерные фотографии уходят на ресурсы «Стенограффии».
Договаривались заранее так, чтобы у организаторов фестиваля было право на распространение и использование в своих целях фотографий, но фотограф ничем не ограничен. По истечении установленного срока он может по своему усмотрению использовать эти фотографии, ну естественно, желательно согласовывать с организаторами, но, в принципе, каких-то ограничений не стояло. В этом году получилось так, что значительной частью команды были волонтеры.
— Почему именно Максим был выбран в качестве краеугольного камня фото-службы?
Д: — Да как-то так само получилось. Макс — большой друг «Стенограффии» и сам был заинтересован в этом вопросе. Мы еще зимой обсуждали это с предыдущей «Стенограффией», потому что медийное освещение нужно наращивать.
— Со стороны каких-то классических медийных структур — СМИ, блогеров — была какая-то реакция? Использовали, постили фотографии?
Д: — Да, у нас «дергали» фотографии с соцсетей, но это нормальная история.
Одна из наших задач — чтобы человек мог найти пресс-службу, если ему необходимо написать о «Стенограффии». Если нужных фотографий не было в ленте (лента состояла из фотографий объектов, то есть что происходит на них), то был ежедневный дайджест самых интересных моментов, освещались различные мероприятия, пресс-конференции, тусовки «околостенограффические».
Всегда был контакт с пресс-службой, можно было запросить фотографии, редактор в течение получаса выдавал нужное количество снимков. Это взаимодействие между журналистами, которые работают в пресс-службе «Стенограффии», с внешними журналистами от других агентств и фотографами через бильд-редактора.
— А кто был бильд-редактором?
М: — Мы не смогли найти бильд-редактора профессионального, потому что организационный вопрос «Будет ли у нас вообще эта пресс-редакция и в каком виде?» решался буквально за две недели до старта фестиваля, то есть было очень мало времени на сбор команды, поэтому, по сути, бильда мы обучили сами. Работала Юлия Федякина.
— Можно оценить соотношение объема отснятого материала и объема, который вышел в свет?
М: — Отснято за 3 дня было 6-7 тысяч снимков, но стоит учитывать, что за эти три дня пресс-служба работала в режиме 24/7, но потом еще в течение месяца она работает в более спокойном режиме, и сколько там еще было отснято, я не знаю, но много.
— И сколько опубликовано?
М: — На публикацию ушло штук 200-300 примерно. Это, опять же, в те три дня. Они до сих пор еще идут на публикацию.
— Вы передаете фотоматериал участникам фестиваля?
М: — Было оговорено, что художник может брать фотографии, которые опубликованы, но помимо этого ему бильд-редактор по запросу делает подборку в высоком разрешении фотографий его работы.
— Были устные договоренности между вами, фотографами, фотографами-волонтерами и художниками?
— В регламенте прописано заключение соглашений договоров, это все в процессе.
— В следующем году будет нормальный юридический договор?
Д: — Хотелось бы, но у нас на сегодняшний день еще много неопределенных моментов. «Стенограффия» пошла за Свердловскую область — в Оренбург, Ноябрьск, Ханты-Мансийск, Муравленко. Хочется те части России, куда приезжает «Стенограффия», осветить. Каким все это будет в следующем году, пока непонятно. Определенность мы увидим к октябрю-ноябрю. Что касается Екатеринбурга, хотелось бы все документально зафиксировать, развивать.
— Что получил фестиваль? Что изменилось? В какую сторону?
Д: — С точки зрения работы пресс-службы мы обеспечили интересную иллюстрированную ленту в социальных сетях, привлекли много новых людей. Ну и журналисты, и СМИ получили массу фотоматериала, не создавая проблем ни себе, ни организаторам. Мы увеличили охват людей, которые знали о фестивале и следили за ним.
— Как вы решали вопрос с индивидуальным видением фотографа?
М: — Было прописано специальное отдельное положение. Я настоял на том, чтобы индивидуальное видение было поддерживающим, но не доминирующим для фотографа, то есть да, ты можешь сделать даже в рамках фестиваля какой-то внутренний, индивидуальный проект, но только если при этом отрабатываешь основную программу съемки.
Все фотографии бильд-редактором собираются в одну ленту, и они должны смотреться однородно, не должно быть такого, что видно, что тут Вася снимал, тут — Петя.
— Какая роль во всем этом была отведена организаторам фестиваля? Как они отнеслись? Какая была реакция на результаты?
Д: — По большому счету, во время фестиваля им было немножечко не до этого, но в итоге мы слушали отзывы, что все прекрасно прошло. Евгений Юрьевич (Фатеев) был просто в восторге от того, как все это происходило, в каком свете все это представлялось в соцсетях, потому что работаем мы в первую очередь на них.
М: — Мы создали систему, машину, которая может делать гораздо более мощные вещи, но пока крупным калибром стреляем по мелочи, если чуть-чуть подтянуть, если создать хорошую постоянную команду — бильд-редактор, журналисты и костяк из фотографов, операторов — то такой пресс-службой можно выходить на более серьезный уровень.
— На следующий год вы будете заниматься только фотографированием или еще хотите захватить видео?
М: — На самом деле, хотелось бы объединить и текст, и фото, и видео в единую службу. Для цельности нужно единое видение, решение одной задачи. Не нужны две параллельные службы. Для «Стенограффии» нужна единая система представления визуальных материалов, ее нужно искать и создавать.
Реплика от организаторов фестиваля.
Евгений Фатеев, организатор и вдохновитель «Стенограффии»:
В этом году фото-служба на «Стенограффии» сработала на «отлично». Никогда еще наш фест не генерил столько замечательных фотографий. Ребята зафиксировали все главные моменты фестиваля, найдя прекрасные ракурсы. Мы благодарны всем-всем, но особенно нашей очаровательной бильд-редактору Юле Федякиной))).
Фотографии любезно предоставлены пресс-службой фестиваля «Стенограффия».
Короткий URL: https://photoekb.ru/?p=8954