В тисках шаблонов | Город фотографии – PhotoEkb.ru

В тисках шаблонов

Проводить фотоконкурсы и отбирать несколько победителей из сотен участников – дело изначально неблагодарное. Субъективный подход к определению лучших всегда порождает недоумение, недовольство и вопросы о качестве и судейства, и самого конкурса. Тем не менее, сами конкурсы – дело важное и необходимое. Лично я, как зритель-критик, вижу в каждом конкурсе срез того, чем дышит-живет фотография здесь и сейчас, какие тренды в моде и какие стереотипы довлеют над живым и развивающимся организмом фотографического сообщества.

Несколько лет назад, оценивая свои впечатления об одном из фотоконкурсов (это был «Best of Russia’10»), мне удалось сформулировать следующее:

«Посмотреть своими глазами то, в мире каких стереотипов и шаблонов жили фотографы в прошлом году, ознакомиться со своеобразным коллективно-общинным снимком России сделанным самой Россией — важно и поучительно. Понять, какие клише и сюжеты все-таки прорвались к зрителю (очевидно, отражая и статистические показатели), тоже очень полезно. Если зритель немного знаком с фотографией, то он во многих работах увидит скрытый, а иногда и лежащий на поверхности, первоисточник, угадает позаимствованную идею. Причем это не по умыслу, не по коварству. Этим живёт фотомир наш, это воздух и атмосфера».

В принципе, если рассматривать представленные на любой конкурс фотографии как массив данных, то оценивая их совокупность, можно получить объективно выраженный набор шаблонов, который в настоящий момент является доминирующим. Фотоконкурс «Женский портрет», конечно, не исключение.

Мой анализ абсолютно субъективен, может я где-то даже ошибся в цифрах (я ставил галочки и потом их подсчитывал с листа). Но каждый может сравнить мое видение со своим, так как конкурсные работы находятся в открытом доступе, и, как мне кажется, частная картинка останется конгруэнтной моей.

Итак. В нашем распоряжении 271 фотография с конкурса «Женский портрет».

«Руки к голове, к лицу, ко рту». Фотограф использует в качестве художественного приема положение рук. 60 работ.

«Режем голову и всё остальное».
Кадрирование как инструмент для повышения выразительности снимка. 38 работ.

«Голые плечи». Так или иначе акцент в фотографии приходится на голые (или почти) плечи модели. 30 работ.

«Один глаз». Один глаз портретируемой скрывается либо волосами, либо каким-то предметом, либо игрой света и тени. 18 работ.

«У меня есть шляпа!» Шляпа (желательно летняя, от солнца), либо берет, либо шапка или какой-то иной чудный головной убор, который и является одним из смысловых центров изображения. 17 работ.

«Посмотрите, у меня в руках что-то есть». Когда модель держит в руках что-то либо загадочно, либо со значением. 16 работ.

«Стена и я». Частью композиции является стена, взаимодействие с которой образует сюжет картинки. Желательна кирпичная кладка или клёвые обои. Желательно стоять у стены. 15 работ.

«Я на природе без цветов в руках». Лес, луг, поле. Ветер. 15 работ.

«Сижу на стуле», желательно наоборот, лицом к спинке. 9 работ.

«Держу в руках цветы». 8 работ.

«Капюшон». Если красиво покрыть голову тканью, будет круто. 7 работ.

«Есть ткань!» В студии или в локации нашлась какая-то прикольная ткань отрезом, её можно намотать на модель, положить на пол красиво и мало ли как ещё. Не пропадать же. 7 работ.

«Я на природе с цветами». Луг, поле, кустарник, ромашки. 6 работ.

Общий кластер «Цветы, природа, поле, лес и луг» — 33 работы (с учетом 4 работ «Цветы на голове»).

Ну и еще масса эпизодических стереотипов по 3-4 работы: «Держим одежду, желательно за лацканы», «Краска там и тут», «Спрятан рот за тканью», «Маска, я вас знаю».

Есть еще куча всего: «Как правильно скрестить руки на груди», «У меня есть прикольный исторический костюм», «Шок и андеграунд», «Я сижу в плетеном кресле», «Сквозь стекло».

Сухая и бездушная Википедия говорит нам: «Конкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу». В другом месте она же утверждает: «Креативность — противоположность шаблонного поведения».

Логично предположить, что выдающийся – это прежде всего то, что рвет шаблоны-стереотипы. Но в условиях, когда практически все фотографии попадают в несколько шаблонных идей, побеждают «рвать стереотипы» в отрицательном значении.

Первое место: «Режем голову» + «Руки к голове» (совокупный «коэффициент» – 98).
Второе место: «Режем голову» (38)
Третье место: «Режем голову» + «Голые плечи» (68).

Это совпадение, что победили фотографии, представляющие наиболее массовые шаблоны? Думаю, нет. В какой-то степени, это даже логично. Фотограф понимает, что его работа будет оценена в ряду других, потому элемент «выделиться» заменен на «наиболее похоже». Ну и конечно, вторичность подавляющего большинства работ по отношению к чужим и более ранним (об этом потом, отдельным материалом).

Как критик, и в соответствии с первым абзацем данной статьи, даже позволю себе сказать, что фотография-победитель имеет все признаки некорректной работы со светом и технического брака. Но — жюри решило, победитель определен. Скажу только — уникальность и собственный стиль, когда становятся сами шаблонами за счет копирования многочисленными учениками, неизбежно начинают бороться за себя.

Потому, теория — «Вся портретная фотография — работа со стереотипами», как-бы живёт и побеждает.

Я не привожу здесь изображения, посмотрите сами.

Конкурсные работы: https://vk.com/album-165250158_253181929.

Победители: https://vk.com/event165250158?w=wall-165250158_42.

Тем не менее, хочу сказать однозначно: конкурсы — необходимы. Хотя бы для того, чтобы не биться в тисках чужих шаблонов.

Короткий URL: http://photoekb.ru/?p=10938

ПлохоПриемлемоНормальноХорошоОтлично (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Написал blackpr в 05.06.2018 | 20:53. Соответствие Новости. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

1 Комментарий для “В тисках шаблонов”

  1. [...] предыдущем материале я попытался классифицировать шаблоны на основе [...]

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Голосования и опросы

  • Может ли фотограф для продвижения своих услуг использовать известные фотографии других фотографов?

    Результаты

    Loading ... Loading ...

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google

Фотогалерея


Войти
Рейтинг@Mail.ru